Африканский зной и залповые ливни: как меняющийся климат превращает умеренные широты в тропики?

Сбой в экосистеме России и стран Содружества произошел на этой неделе из-за аномальной погоды. Зной оказался на три градуса сильнее, чем в самых жарких городах Африки и Южной Азии. Такую погоду не выдерживают ни люди, ни техника, ни сама природа. Обозреватель «МИР 24» Анна Деркач искала спасение от жары массового поражения.

Африканский зной и залповые ливни: как меняющийся климат превращает умеренные широты в тропики?
© Mir24.TV

Для яичницы на завтрак не нужен ни газ, ни электричество. Сплошная экономия. На Кубани это лето запомнится аномалией, что ни день, то новый рекорд по жаре. Даже комары пропали. А вот медузы наоборот, активней размножаются. Вода у мыса Тарханкут похоже на желе. Азовское и Черное моря прогрелись до плюс 28 градусов. При такой температуре, говорят синоптики, формируются смерчи. В Северном водохранилище под Ростовом-на-Дону от жары гибнет рыба: не хватает кислорода.

Плюс 42 – в тени, плюс 55 – на солнце. Рекорды и в продажах охлаждающей техники. По данным маркетплейсов, в дни беспощадной жары они выросли в 26 раз. Самый популярный гаджет этого июля – портативный вентилятор. простейший в виде маленького пропеллера подключается прямо в разъем для зарядки смартфона. Чуть посерьезнее такие носят на груди. Поток воздуха можно направить в нужную сторону. А есть совсем последнее слово техники – нашейный вентилятор с умным управлением. Обдув по всей поверхности шеи, а с внутренней стороны – охлаждающая пластина. Стоимость таких доходит до 30 тысяч рублей. На что только не пойдешь ради частички прохлады.

В такую погоду хорошо в зоопарках тем, кто там живет. Полярная медведица Айка жару переносит играючи. Плещутся в прохладном водоеме и панды Катюша и Диндин. Для лам в сочинском парке тоже все условия. В домике как в пятизвездочном отеле – климат-контроль. На улице душ и вентилятор. Для дополнительной прохлады – стрижка.

Пока в Сочи стригут альпака, в Казахстане саранча стрижет поля. Под угрозой 2,5 миллиона гектаров пшеницы, ячменя и хлопка. То, что выращено непосильным трудом, пожирают три вида насекомых: азиатская саранча, мраморная кобылка и итальянский прус.

В России около 300 очагов пожаров. Сильней всего горит Якутия. Огонь уничтожил почти тысячу гектаров леса. Силы огнеборцев на пределе, но пик еще не пройден. Не помогают даже «летающие лодки» – самолеты-амфибии Бе-200. Под Новороссийском сгорели 62 га реликтового леса. Краснокнижные можжевельники, фисташки – возраст некоторых достигал 600 лет. На восстановление экосистемы уйдет больше века.

«Количество пожаров увеличилось в зоне человеческой доступности. Это прежде всего, потому что 97% – это вина человека», – говорит заместитель начальника Авиационно-учебного центра ФБУ «Авиалесоохраны» Николай Ковалев.

Уже неделю тушат пожар в урочище Сухая Щель под Новороссийском. Тушат всем миром. На месте работают пожарные, военные, туристы, мотоциклисты, следователи. Одна из главных версий – умышленный поджог. За пару дней до пожара в полях нашли увеличительные стекла, примотанные скотчем к колышкам. Подобным образом подожгли агрокомплекс в Ставрополье. Сгорела пшеница на восемь миллионов рублей.

14 июля в районе хутора Дюрсо загорелись трава и лес. Пламя перекинулось на базы отдыха. Три сгорели полностью, эвакуировали 500 человек. Огонь движется в сторону Абрау-Дюрсо. Под угрозой – винный завод, тысяча гектаров виноградников, семь отелей и развлекательные комплексы, конюшни и яхт-клуб и 16 ресторанов. Больше двух тысяч гектаров поваленного леса. Более 440 пострадавших городов и деревень. Больше половины до сих пор без света. Если уж наземный транспорт встал – метро вообще не вариант. Станция «Парк Челюскинцев» в Минске просто утонула. Когда вода выше колена, по делам – лучше всего вброд. Самые отчаянные так и поступают.

В Оше смертоносный сель убил целую семью. Маму и трех дочерей. Грязевые потоки затопили центральный рынок. Люди, пытались устоять, взявшись за руки. Но без жертв не обошлось. Сель затопил 800 домов, несколько школ и детских садов, две больницы и музей. Без света остались больше семи тысяч человек. Ош, где режим ЧС, посетил председатель кабинета министров Акылбек Жапаров. Такого потопа в республике не было с 1993 года.

«Президент поручил оказать необходимую первую помощь пострадавшим», – заявил Акылбек Жапаров.

Погода зверствует по всему Содружеству. Жару сменяют залповые ливни. Меняющийся климат превращает умеренные широты в тропики. Что в Ереване, что в Москве – похожие картины.