Национальный туристический портал вновь удивил туристов странностями

Министерство экономического развития 25 июля представило обновление национального туристического портала «Путешествуем.РФ» (он же – Russia.travel): опубликованы первые 50 маршрутов для путешествий на автомобиле по 47 регионам России. По словам чиновников, в путеводители вложен большой труд – они рассказывают о ключевых достопримечательностях и дают полезную информацию. Однако отзывы пользователей неоднозначные. Редакция разбиралась в причинах.

WhatsApp Image 2024-07-29 at 12.58.30.jpeg

«Первые 50 маршрутов, запущенные на портале “Путешествуем.РФ”, объединяют наиболее популярные у туристов достопримечательности, которые удобно посетить на автомобиле. На этих направлениях будут дополнительно строиться стоянки, кафе и отели, улучшаться сотовая связь и дорожное покрытие», – приводит министерство цитату вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков, в свою очередь, утверждает, что совместно с регионами «проделана большая работа» по подготовке таких маршрутов. «Был разработан паспорт маршрута, с которым субъекты работают в цифровом контуре. В результате получили доступные и интересные путеводители, в путешествие по которым можно отправиться всей семьей. Они помогут лучше узнать свой регион и исследовать соседние или же другие уголки страны».

WhatsApp Image 2024-07-29 at 12.58.40.jpeg

Однако первые отзывы потенциальных туристов оказались критическими. «Посмеялись всего над двумя вариантами автопутешествий в регионе Кавказ при богатейшей истории и природе. Абсолютно бесполезная ссылка, в интернете значительно больше идей можно найти», – пишет в Телеграме Ольга К. Еще один комментарий от другого пользователя: «Путеводитель по Приморскому краю – просто насмешка. Кусок Владивостока, причем не самые лучшие места. И всё. Любой турист самостоятельно проложит маршрут гораздо лучше».

Редакция TourDom.ru решила проверить, насколько справедлива критика в случае с Владивостоком. Мы обратились к жителю этого города, Евгению, с просьбой оценить предложенный министерством маршрут «Владивосток за рулем» и рассказать, насколько полно он охватывает ключевые городские достопримечательности.

WhatsApp Image 2024-07-29 at 12.59.32.jpeg

Наш собеседник тоже заметил, что список неполный: «Нет, например, легендарной, воспетой “Мумий Троллем” “Шаморы”. Не увидел “Владивостокской крепости” – мощнейшего архитектурно-исторического ансамбля». Однако в целом для первого знакомства с городом маршрут подойдет: «По центру представлены почти все объекты». Нюанс в том, что осматривать достопримечательности Владивостока автомобилистам, возможно, будет не очень удобно: многие места в центре находятся в пешей доступности друг от друга, поиски парковки займут слишком много времени. Лучше взять такси или купить экскурсию.

Наш корреспондент, побывавший во Владивостоке в марте, обнаружил еще одну странность – в разделе «Где остановиться» на национальном туристическом портале размещена всего одна рекомендация. Это отель «Новик» на острове Русский. Никаких вариантов в городе почему-то не предложено, хотя знакомиться с достопримечательностями удобнее, остановившись в центре. Крайне лаконичен и раздел «Что попробовать».

image4.png

Спорным можно назвать также автотур по достопримечательностям Золотого кольца. Его авторы предлагают посетить в Переславле-Залесском Дом чайника и Музей хитрости и смекалки. А вот старейший музей-усадьба «Ботик Петра Первого» даже не упоминается. Никаких подробностей нет о восьми городских монастырях. В той части, где речь о посещении Ростова Великого, ничего не говорится о знаменитом Кремле. При этом есть фотографии из Музея Царевны-лягушки и Музея тюремного искусства в Угличе. Возможно, авторы ориентировались на интересы какой-то определенной аудитории, но в этом случае стоило сделать оговорку в описании маршрута – для кого он предназначен.

Эксперт в области автотуризма и организатор фестиваля «Автотуризмус» Сергей Лысенко сказал нашему корреспонденту, что даже в таком виде путеводители полезны, так как помогут новичкам «снять первый зажим» и подтолкнут к путешествиям на автомобиле : «Уже что-то делается, и это прекрасно. Я постоянно сталкиваюсь с этими людьми, которые хотят поехать, но боятся. Очень много начинающих автотуристов приезжают на мой фестиваль и там задают эти вопросы». Методичка от государства нацелена на новичков, остальное все будет развиваться и обрастет подробностями».

С этим мнением трудно не согласиться, но, с другой стороны, от национального туристического портала ожидаешь более качественной проработки контента. Причем не только в части текста. Если цель – вдохновить людей, то не обойтись без хорошего оформления. Надо признать, что в 2024 году, как и в 2013-м, когда был создан этот ресурс, оно оставляет желать лучшего. Удивил крошечный размер фотографий – развернуть их на полный экран в десктопной версии портала невозможно. Видео вообще нет.

image6.png

Напоним, что у сайта Russia.travel сложная судьба – концепция не раз менялась, при этом он становился объектом критики туристов. Первая версия национального туристического портала появилась в 2013 году. На ее создание Ростуризм выделил 220 млн руб. и еще 43 млн – на продвижение. Блогеры тогда сочли эти суммы завышенными и не соответствующими качеству продукта. Чиновники возражали, что деньги ушли на автоматизированную систему «Туризм», где Russia.travel – лишь ее часть. В 2016 году более 30,6 млн ушло на актуализацию и наполнение этого сайта. Еще 23 млн направили на SEO-оптимизацию и 20 млн – на «расширение базы конкурентоспособного цифрового контента» в 2017-м. Годом позже еще 30,7 млн понадобилось на создание текстовых, фото- и видеоматериалов. В 2019 году, вложив в рекламу нацтурпортала дополнительно 46 млн, Ростуризм объявил о планах превратить сайт в маркетплейс и потратил на эти цели почти 60 млн.

В 2021 году действительно появился онлайн-конструктор, предлагавший пользователям собрать «идеальное путешествие»: из Москвы можно было выбрать поездки только в 12 городов. Среди них – тур в Ярославль почти за 300 тыс. руб. с проживанием в отеле 3*. В том же году Russia.travel удостоился «Премии Рунета» как лучший проект о туризме. Годом позже свет увидела обновленная версия с маршрутами, где туристам предлагалось ходить пешком по несуществующим дорогам на Чукотке.

В 2022-м Ростуризм до своего расформирования напоследок пополнил «актив» контентом на 16,6 млн руб. и вложил 15 млн в переводы материалов на иностранные языки. В Минэкономразвития 39,9 млн руб. потратили на техподдержку и объявили, что сайт синхронизируется с сервисом планирования путешествий Russpass, что позволит создать в России «единую цифровую туристическую экосистему, объединяющую всех участников рынка».