Войти в почту

В Зауралье вырос интерес бизнеса к туристическим проектам

В Курганской области субсидию на поддержку предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, в этом году получили девять заявителей. По мнению экспертов, возросший интерес к отрасли свидетельствует о том, что туристическая деятельность в регионе становится привлекательной для бизнеса.

В Зауралье вырос интерес бизнеса к туристическим проектам
© Российская Газета

Региональная программа субсидирования туриндустрии работает с 2020 года. За последние три года реализовано более 80 инвестпроектов, созданы сотни рабочих мест. В этом году общая сумма выделенных из региональной казны средств составила 34,5 миллиона рублей. В основном их потратят на возведение капитальных зданий для отдыхающих, глэмпингов и приобретение оборудования для пунктов проката.

Важно, что сфера туризма развивается не только в Кургане и вблизи него, а практически по всей области. Благо, в Зауралье есть все что нужно для отдыха и оздоровления: леса, озера, многочисленные минеральные источники и лечебные грязи, исторические достопримечательности.

Где же предпочитают отдыхать сами жители Зауралья? По данным Свердловскстата, в прошлом году путевки в пределах региона приобрели 1,1 тысячи человек, такое же количество туристов отправилось в Санкт-Петербург. А самым посещаемым курганцами стал Краснодарский край - 5,7 тысячи человек. За рубеж съездили 10,7 тысячи жителей Зауралья, по России - 10,8 тысячи. Правда, статистика учитывает только организованных туристов. Кстати, в 2023-м в регионе действовало 65 организаций, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью.

За нынешний год данных еще нет. По прогнозам, они будут заметно отличаться от прошлогодних в пользу отечественной туриндустрии. Отрадно, что малый бизнес воспользовался ситуацией на рынке и возможностями господдержки и запустил новые проекты. Так, в Шадринске предприниматель Руслан Камалов на средства субсидии создает речной порт на набережной Исети. Несколько бизнесменов при помощи господдержки решили расширить свое дело, реализовать новые идеи.

Развитие туризма отражает рост благосостояния населения: если человек едва сводит концы с концами, вряд ли он будет думать о путешествиях

Молодой предприниматель из Шумихинского округа Вячеслав Баркин получил от государства миллион рублей и добавил столько же своих, чтобы возвести четырехместный модульный домик с террасой и беседкой на берегу озера Малое Жужгово. Место выбрал не случайно - здесь жили прадед и дед. О том, что у озера стояла одноименная деревня, сейчас напоминает лишь памятник на въезде. Предприниматель признался, что свой проект рассматривает больше как социальный, чем коммерческий: много здесь не заработаешь.

- Планирую создать небольшой уютный уголок для семейного отдыха, - поделился он намерениями с "РГ". - Наши жители не избалованы хорошими турбазами. А здесь красиво, спокойно. Рыбалка, охота, грибы. Должно понравиться. Что-нибудь придумаем и для зимних развлечений.

Вообще-то участок Баркин облюбовал еще в прошлом году. Взял в аренду около трех гектаров земли, поставил охотничий домик, баньку. А идею заняться туризмом ему подсказали в районной администрации. Единственное, что смущает, это аренда: участок предоставили по конкурсу всего на пять лет. А что дальше? Но все-таки рискнул.

По мнению председателя Ассоциации туризма Курганской области Натальи Красновой, на рост популярности внутреннего туризма, конечно, оказали влияние международная обстановка, западные санкции. Но не только. Бизнес, как барометр, чутко реагирует на изменения в экономике и обществе, а сфера услуг особенно. Развитие туризма отражает рост благосостояния населения: если человек едва сводит концы с концами, вряд ли он будет думать о путешествиях. Жители Зауралья стали хорошо зарабатывать, они много трудятся и хотят хорошо отдохнуть не только в отпуске, но и в выходные дни. Многие предпочитают выбраться с семьей на природу, популярны и коллективные выезды. Предприниматели чувствуют эту потребность и откликаются. Есть примеры, когда фирмы, которые раньше занимались строительством, имели АЗС, торговые точки, поменяли вид деятельности.

Правда, некоторые недооценивают сложности этого вида бизнеса, почему-то рассчитывают на легкие деньги. Таких ждет глубокое разочарование, потому что турпроекты очень затратны и рискованны. Взял, например, предприниматель субсидию, купил катамараны и лодки, а лето выдалось дождливым. Оборудование простаивает, а работникам нужно платить зарплату, отчислять налоги и прочие обязательные платежи. Поэтому Наталья Краснова советует сначала тщательно все взвесить и просчитать риски. К слову, в таком деле успешнее, как правило, те, кто умеет думать нешаблонно, креативно.

Тем временем

На днях в Курганской области запустили проект "Земля для туризма". Участки, подходящие для расположения туристических объектов, можно присмотреть в соответствующем разделе на публичной кадастровой карте Росреестра. С помощью сервиса можно не только выбрать надел, но и получить о нем исчерпывающую информацию: кадастровые номера, адреса и площади, расстояние до ближайшего объекта туристского интереса. Сервис автоматически генерирует запрос, формируя электронный набор данных о выбранном участке и претенденте на него, а затем уведомит заявителя о сроках и результатах рассмотрения обращения. Поиском подходящих территорий займется формируемый сейчас оперативный штаб при управлении Росреестра по Курганской области, в состав которого помимо сотрудников этого ведомства войдут представители филиала Роскадастра, органов исполнительной власти субъекта и других заинтересованных сторон.