Дубрава в «Коломенском», сокровища в саду имени Баумана. Легенды московских парков
Городские парки, как и другие места с долгой историей, за годы существования накопили немало собственных местных легенд. Многие из них, разумеется, основываются на фактах, но успели обрести столько деталей, версий и вариантов интерпретации, что даже ученые не всегда уверены, где правда, а где вымысел.
Рассказываем о тайнике с сокровищами в саду имени Баумана, об ушедшей под землю церкви, о проклятии Царицына и многом другом.
Старинные дубы, сокровища и тайное венчание
Музей-заповедник «Коломенское» знаменит не только роскошными яблоневыми садами — на его территории сохранился участок реликтовой дубравы, возраст некоторых деревьев там сейчас насчитывает 400–600 лет. Это самые старые деревья не только в «Коломенском», но и, вероятно, во всей Москве. Сотрудники любят рассказывать, что здесь гуляли еще царь Алексей Михайлович и его наследник Петр I. Кроме того, по преданию именно здесь будущего первого российского императора обучал грамоте его дядька Никита Зотов. А заложил дубраву (согласно одной из легенд) князь Дмитрий Донской — деревья он посадил в честь победы в Куликовской битве в 1380 году.
Северная часть сада имени Баумана раньше входила в имение крупного промышленника Николая Стахеева, в 1890 году скупившего участки на Новой Басманной улице, а чуть позже уехавшего в Монте-Карло. Согласно легенде, после революции он все-таки вернулся в Москву — хотел забрать сокровища из домашнего тайника, куда рассчитывал попасть через подземный ход в гроте. Сохранить предприятие в секрете не удалось — Стахеева арестовали и отвезли на допрос лично к главе ВЧК Феликсу Дзержинскому. В обмен на свободу промышленник рассказал, где находится тайник, а на деньги, хранившиеся в нем, построили Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади. У легенды есть продолжение: по одной из версий, именно интервью, которое они взяли у Николая Стахеева, вдохновило Илью Ильфа и Евгения Петрова на создание авантюрного романа «12 стульев».
А еще в саду имени Баумана (Старая Басманная улица, дом 15, строение 3) находится небольшой двухэтажный особняк — один из старейших гражданских домов за границами Земляного города и, пожалуй, один из самых интересных и загадочных на Старой Басманной. Хотя документальных подтверждений этому нет, его называют путевым дворцом великого князя Василия III.
Легенда Перовского парка — романтическая. Этот объект культурного наследия был спланирован при усадьбе Перово в середине XVIII века по проекту архитектора Франческо Растрелли для графа Разумовского. По соседству с парком находится церковь иконы Божией Матери «Знамение» конца XVII — начала XVIII века, образец так называемого голицынского барокко. Согласно семейному преданию, в ней осенью 1742 года состоялось тайное венчание Алексея Разумовского с императрицей Елизаветой Петровной.
Красная дача, Зеленая дача, голицынское барокко: главные здания Перова и Новогиреева
Нескучный сад, роман Достоевского и языческие капища
Нескучный сад представляет собой историческую часть Парка Горького, там находятся охотничий домик, летний домик графа Орлова и другие известные сооружения. Но отдельно интересна история, как сад получил название. Земли, на которых он располагается, в XVIII веке принадлежали князю Никите Трубецкому. Здесь он любил устраивать пышные приемы и балы, куда приглашал самых богатых и влиятельных людей и тщательно следил, чтобы каждый гость мог найти себе занятие и повеселиться. Благодаря этому усадьбу князя стали называть «Нескучное». Есть и другая версия: название, возможно, придумал сам Трубецкой, чтобы создать своему имению соответствующий имидж.
А летом 1830 года Нескучный сад посетили Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Тогда по инициативе Дирекции Императорских театров там устроили «воздушный» театр на 1500 мест, где два раза в неделю давали представления. Визит поэта вызвал большой переполох: артисты ни на шаг не отходили от Александра Сергеевича и сорвали репетицию спектакля. После поэт гулял с невестой по саду и, как гласит легенда, впервые поцеловал ее на Малом Гротесковом мосту.
Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького
У музея-усадьбы «Люблино», основанной в конце XVIII — начале XIX века, есть интересные истории, тоже связанные с пышными приемами и другим русским классиком. Это была загородная резиденция отставного бригадира действительного статского советника Николая Дурасова, московского светского льва и большого оригинала. На балы к нему съезжался весь цвет московского общества, посещала усадьбу и вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга Павла I. А хозяин знал, как развлечь гостей: угощал ананасами, выращенными в собственной оранжерее, а во время рыбной ловли в местных водоемах подбрасывал в садки стерлядь. В усадьбе также организовали один из лучших в городе крепостных театров.
Дурасов не оставил наследников, и после его смерти усадьба перешла семье сестры. Имение продали, и через некоторое время оно перешло к купцам Голофтеевым. Благодаря им в начале 1860-х годов Люблино стало популярным дачным местом, где состоятельные горожане предпочитали проводить лето. В 1866-м здесь жил Федор Достоевский, работавший в тот момент над романом «Преступление и наказание». Писатель был настолько погружен в действие своего произведения, что сопровождавший его слуга боялся оставаться с ним в одном доме — рассказывал, что барин по ночам ходит и разговаривает так страшно, словно убивать кого-то собирается.
Археологический памятник «Кунцевское городище» находится на территории парка «Фили». Исследования показывают, что люди жили здесь уже в VI–V веках до нашей эры. Поселение просуществовало до V–VIII веков нашей эры, а с XI по XIII век его населяли славяне-вятичи. И когда-то здесь, по всей вероятности, располагалось языческое капище, поэтому место окружает мистический флер.
В документах Кунцевское городище упоминается в межевой описи села Кунцева 1649 года, где указано, что там стояла церковь Покрова Богородицы. Одно из преданий гласит, что всего за одну ночь храм бесследно ушел под землю, но до сих пор здесь иногда можно услышать звон его колоколов. Популярности легенде добавила публикация романа Михаила Воскресенского «Проклятое место» (1838).
«— Да чего ж его бояться — этого места-то, бабушка?
— Как чего, родимый? Ведь недаром же оно слывет — проклятое место. На путном народ православный не проваливается, да еще во время обедни. Говорят, и доселе тут в ночное время иногда слышатся колокола, да голоса поющие…»
Истории вещей. Почему Кунцевское городище называли проклятым местом
Еще одно языческое капище якобы обнаружили во время археологических раскопок на территории музея-заповедника «Царицыно». На самом деле курганы вятичей действительно находились вблизи Ореховских склонов, а вот «капище» появилось тут в 1990-е годы, при этом настоящее языческое капище вятичей в этих местах не найдено. Находки археологов в курганах тем не менее связали с «капищем», что и послужило почвой для рождения многих легенд, в частности о проклятии Царицына, которое язычники наложили на это место. Легенда переплелась и со слухами о проклятии бояр Стрешневых, владевших в XVII веке Черногрязской вотчиной, где располагается современное «Царицыно». Согласно им, Семена Стрешнева проклял патриарх Никон, когда боярин обратился за помощью к могущественному колдуну, чтобы избавить земли от языческого влияния. Последнему, разумеется, нет никаких документальных подтверждений. Единственное, что можно с уверенностью сказать, что между Стрешневыми и Никоном действительно существовали определенные разногласия, но вряд ли их можно охарактеризовать как проклятие.
Впрочем, предание продолжило жить, в том числе в легенде о Баженове-масоне. Как известно, императрица Екатерина Великая в 70-е годы XVIII века задумала построить в Москве новый летний дворец. Работы императрица поручила своему любимому архитектору Василию Баженову.
Зодчий с энтузиазмом принялся за строительство — именно здесь благодаря ему зародится стиль, который впоследствии назовут русской готикой, уникальный для отечественной архитектуры (сам же Баженов характеризовал его как нежную готику). Над масштабным проектом архитектор трудился около 10 лет, иногда выходя за рамки бюджета и тратя собственные деньги. Но императрице дворец не понравился настолько, что она отстранила Баженова от строительства, велела полностью разобрать здание и возвести новое, чем занялся уже Матвей Казаков.
Одна из версий, почему Екатерина забраковала работу Баженова, заключается в том, что внешнюю красоту и гармонию архитектор ставил выше удобств и комфорта. Однако есть и другая, более фантазийная: императрице якобы не понравилось, что на дворце было слишком много масонских звезд (а их Баженов, как считается, разместил, чтобы отпугивать злых духов, оставшихся в наследство от язычников).
Средневековый городок. Каким видел Царицыно Василий БаженовКирпичное царство. Читаем здания и сооружения «Царицына» как открытую книгу