Послушать многовековые голоса колоколов и прикоснуться к небесам. Гид по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Пожалуй, эту обитель можно назвать главным монастырем в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – одно из самых посещаемых православных мест и крупнейший центр духовного просвещения и культуры в стране. При поддержке паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры корреспондент MIR24.TV побывала в духовном сердце монастыря, увидела редчайшую сокровищницу, поднялась на пятиярусную колокольню и послушала многовековые голоса колоколов.

Послушать многовековые голоса колоколов и прикоснуться к небесам. Гид по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
© Mir24.TV

История Троице-Сергиевой Лавры неразрывно связана с историей России. Сюда приезжал молиться Иван Грозный, Дмитрий Донской получал благословение на решающую Куликовскую битву, будущий император Петр I принимал присягу, а царица Елизавета Петровна шла пешком до монастыря несколько месяцев. Но многомиллионных паломников и туристов сюда притягивает исключительно личность преподобного Сергия Радонежского.

Около 700 лет назад, в 1337 году, житель этих мест Варфоломей, так в миру звали Сергия, поселился на холме Маковец. В поисках утешения и духовной помощи к нему стали приходить люди. По молитвам Сергия происходили чудеса, тогда его и начали почитать как святого. Позже к Сергию Радонежскому примкнули другие монахи – так постепенно и образовался монастырь, который спустя несколько столетий – в XVIII веке – получит статус Лавры.

Сотни лет Лавра развивалась архитектурно, постоянно совершенствуя свой внешний и внутренний облики. Обитель сочетает в себе противоположные стили: можно встретить барокко, а также более лаконичные и сдержанные архитектурные решения. Помимо церковных, хозяйственных и административных построек отдельное место в Лавре отведено под образовательные цели. В настоящее время на территории монастыря расположено 12 действующих храмов и соборов.

Святые Врата

Главный вход в Троице-Сергиев монастырь – Святые Врата. На протяжении многих веков через них в обитель въезжали цари, князья, митрополиты. Отсюда и название – Святые. Входящих под своды Врат паломников встречают фресковые росписи и мозаичные композиции, на которых изображены основные моменты Жития прославленного русского святого. И хотя парадные Святые Врата расписывались в разные временные промежутки, все образы представляют стройную и иерархически правильно выстроенную систему. Здесь и образы преподобных Кирилла и Марии Радонежских, и расположенный выше надвратный образ Пресвятой Троицы.

Преподобный Сергий вошел в историю не только как игумен Руси, но и как собиратель земли русской и ее духовный защитник.

«Однажды, когда Сергий молился о своей обители и ее монахах, своих учениках, в келье ему явилась Пресвятая Богородица и пообещала оберегать монастырь. И, чтобы ни происходило в дальнейшем, ни одно здание монастыря не было разрушено: в XVII веке обитель на протяжении 16 месяцев держала осаду и защищалась от поляков, в 1812-м Наполеон дважды направлял сюда войска, а во времена Великой Отечественной войны немцы пытались сбросить бомбы. Монастырь так и не смогли покорить! Вот какой покров над нашей обителью», – поясняет экскурсовод паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры Ксения Конорева.

Сергий прожил 78 лет, скончавшись 8 октября 1392 года. Но почитание его с кончиной только увеличилось. Через 30 лет – 18 июля 1422 года – были обретены мощи Сергия Радонежского.

Троице-Сергиев монастырь был самым главным на Руси, остается таковым он и сегодня. Еще Иван Грозный в XVI веке выделил первенство этого монастыря над остальными. А в 1744 году распоряжением Елизаветы Петровны монастырь получил титул Лавры. В настоящее время на территории России всего две Лавры – Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.

За Святыми Вратами – пятиглавая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, возведенная над широким арочным проемом, которая служит продолжением торжественного входа в монастырь. Храм построен в характерном для XVII века стиле московского барокко на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.

Троицкий собор

Мимо вековых деревьев – к Троицкому собору, воздвигнутому преподобным Никоном в 1422-1423 годах. Это главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Архитектура – раннемосковское русское зодчество: на территории Москвы и Московской области всего четыре подобных храма, в том числе Спасо-Андроников монастырь и две церкви в Звенигороде.

«На этом месте когда-то была маленькая деревянная церковь, построенная Сергием Радонежским. Когда обрели мощи преподобного, был возведен Троицкий собор. В последствии он стал главной усыпальницей для Сергия Радонежского. Впервые собор был расписан самыми лучшими древними иконописцами: Андреем Рублевым и Даниилом Черным», – уточняет Ксения Конорева.

Художественное сокровище Троицкого собора – пятиярусный иконостас: три его средних яруса – 42 иконы – выполнены преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. Пятый ярус – подарок Бориса Годунова, а Царские Врата – подарок Михаила Романова.

Святые мощи Преподобного Сергия покоятся в серебряной раке. Это подарок Ивана Грозного, рака весит около одной тонны серебра. Сень над ракой дарила монастырю императрица Анна Иоанновна.

Серапионова палата

Многие паломники знают, что рядом с гробницей с мощами преподобного Сергия – большая черная дверь, а за ней – спуск в Серапионову палату. Построена палата на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему явилась Пресвятая Богородица. Если быть внимательным, то можно заметить: правая створка двери имеет исторический след, полученный от ядра во время осады.

«Серапионова палата знаменита тем, что здесь находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. А еще тут хранится часть ризы Богородицы, частицы мощей Андрея Первозванного и многих святых. Здесь же можно увидеть часть камня от гроба Господня, привезенного из Иерусалима, и крестик-мощевик Сергия Радонежского, который преподобный носил на своей груди», – рассказывает экскурсовод.

Колокольня

Над Лаврой возвышается бирюзово-белый столп 88-метровой колокольни с венчающей ее золотой короной, а все ее пять ярусов будто парят над духовной обителью. Величественная колокольня, как говорит Ксения Конорева, строилась при правлении трех императриц. Возведение началось при Анне Иоанновне, продолжилось при Елизавете Петровне, а завершилось в годы правления Екатерины Великой.

«Чем выше статус монастыря – тем должна быть выше колокольня. Наверху водружается чаща с крестом и монограммы: позолоченные короны и вензели императриц. Эти же монограммы – над входом: по центру – Екатерины Алексеевны, на восток – Елизаветы Петровны, на запад – Анны Иоанновны, на север – Павла I», – рассказывает детали Ксения Конорева.

Среди великого множества колоколов, отлитых в России, колокола в Троице-Сергиевом монастыре знамениты своим богатым и красочным тембром. Основной колокольный звон «живет» на третьем ярусе, под часами. К слову, впервые часы были установлены при правлении Екатерины Великой: диаметр циферблата – 3,5 метра.

Голоса колоколов монастыря плывут и льются над Сергиевом Посадом на несколько километров. Здесь мелодично поют 27-тонный «Первенец», 35-тонный «Благовестник» и 72-тонный «Царь-колокол» – самый большой действующий колокол в православном мире. Самый древний колокол – 600-килограммовый «Никоновский Чудотворец», отлитый в 1420 году.

«До революции в Лавре было 42 колокола, после осталось только 16. Все колокола – действующие, с ними «говорят» звонари. На третьем ярусе, то есть в малой звоннице, в центре можно увидеть колокол «Лебедь», отлитый в 1593-м. Весит 9 тонн, а «язык» колокола – 500 килограммов. Он издает плавающий звук. Во время праздничного звона именно «Лебедь» задает ритм, под который подстраивается вся звонница», – повествует Ксения Конорева.

Поднявшись на колокольню, обязательно сфотографируйтесь на фоне куполов Успенского собора, как в 1990-х это сделали актеры Шон Коннери и Мишель Пфайффер для фильма «Русский дом».

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой

Тем, кто окажется впервые в Лавре, будет очень удивлен, увидев храм в Нарышкинском стиле: это последняя глава истинно русского зодчества и одновременно первая – европеизированной архитектуры Российской империи. Характерной чертой храма является обилие наружного наряда. Стены будто «исчезают» в декоре из высоких колонн, фигурных наличников и карнизов. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен.

«Использовалось помещение по назначению: здесь трапезничали государи, князья, императрицы. Площадь палаты составляет 510 метров. Это самое большое в России бесстолпное помещение. В советское время тут размещались казармы, клуб, производственные учреждения и даже музей флоры и фауны», – говорит экскурсовод.

Красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 годах. Иконостас прежде находился в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, в народе – церковь Николы «Большой Крест», что была снесена в 1933 году. Как произведение искусства иконостас на время сохранили в запасниках Третьяковской галереи. В виртуозной золоченой резьбе этого иконостаса воплотились мотивы московского узорочья.

Монастырь вдохновил иконописца Андрея Рублева, который создал здесь свою знаменитую «Троицу». Позже она была многократно повторена на иконах и фресках внутри обители. Лавра изображена и на картинах Михаила Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского» и «Труды Сергия Радонежского». Горькую историю монастыря можно увидеть в его работах «Три всадника», где запечатлен эпизод осады польско-литовскими войсками Лжедмитрия II. С особым почитанием и трепетом к преподобному относился художник и путешественник Николай Рерих. В его работах «Сергий Радонежский» и «Святой Сергий Радонежский» старец изображен на фоне обители.

Успенский собор

Конечно же, паломники не пройдут мимо самого большого собора Лавры – Успенского. В нем чаще всего летом совершаются праздничные богослужения и поет великолепный лаврский хор. Успенский собор возводился почти 30 лет по инициативе Ивана Грозного, но освящался его сыном – в 1585 году. Образцом для главного собора монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля, повторяя общую композицию, но превышая по размерам столичный образец.

В великолепном соборе паломников ждут настоящие сокровища – бронзовые литые и чеканные паникадила XVII века, древние росписи и мозаики. Внутреннее пространство поражает величественными размерами и насыщенностью светом.

Собор украшен красивой фресковой живописью. К слову, собор был расписан всего за сто дней. Трудились над фресками 35 ярославских и троицких мастеров под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Плеханова. Иконостас состоит из 80 икон.

Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других.

В соборе находятся мощи святителя Иннокентия Московского. Этот поистине удивительный святой – миссионер и проповедник – стал первым православным епископом Камчатки, Приамурья, Аляски и Америки.

В Успенском соборе пребывает еще одна святыня – гроб преподобного Сергия Радонежского. Как дополнила Ксения Конорева, «по традиции монахи сами себе мастерили гробы, и этот гроб лично для себя сделал Сергий Радонежский».

Захоронение Годуновых

Усыпальница семьи Годуновых – место погребения на фоне роскошной монастырской архитектуры. Мимо захоронения, что возле Успенского собора, проходят посетители, не подозревая, что вместе с останками здесь хранится трагическая история знаменитого рода, сыгравшего важную роль в судьбе Российского государства.

На Соборной площади возвышается обелиск в честь приезда сюда Петра I. Это традиция царской России: в память о приезде венценосной особы ставили обелиск. Если не знать эту особенность, легко принять памятный знак за надгробие.

Каменная крепость и башни

Святыни Троице-Сергиевой Лавры надежно защищает каменная крепость протяженностью 1120 метров. Она была построена в 1540-1550 годы, в начальный период царствования Ивана Грозного. Узлами обороны Троицкой крепости служат десять башен. Еще одна – одиннадцатая – построена позднее крепости, но для оборонительных целей не предназначалась. Главный вход в Лавру защищает Красная башня: в ее нижнем ярусе и расположены Святые Врата.

Самой красивой башней считается Уточья башня, замыкающая северо-восточный угол Троицкой крепости. Отличительная особенность этой башни – высокая ажурная надстройка из чередующихся рядов кирпича и белого камня. Название башни, вероятно, определила венчающая ее белокаменная уточка.

Самая необычная башня Троицкой крепости, высотой около сорока метров, называется Каличья, от слова калики, то есть паломники. Башню построили в 1759-1778 годах на месте разобранной Конюшенной башни, когда крепость вокруг Лавры утратила военное значение. Каличья башня предназначалась не для обороны, а для архитектурного оформления одного из входов в Лавру.

…Находясь на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ощущаешь ее величие и благодать. Приобщиться к этому радостному чувству и увидеть своими глазами знаменитые ярко-голубые и золотые купола приезжает весь православный мир. А еще – это лучшее место, где можно понять, что такое православие и почему оно так тесно переплетено с российской государственностью.