Войти в почту

Путешествие по российским музеям флота и плавучим музеям

А знаете ли вы, что в России существуют музеи флота? А ещё суда, которые давно бросили якорь и приглашают на борт любителей истории? Коллекционирование предметов, связанных с морским флотом, начинается практически одновременно с его появлением – в петровское время. Тогда же люди предпринимали первые попытки сделать музей из морского судна. Приглашаем посетить самые интересные экспозиции и рассказываем, где они находятся. Центральный военно-морской музей Где находится: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69а/ пл. Труда, д. 5. Центральный военно-морской музей (ЦВММ) – один из старейших в России. Его коллекция начала формироваться ещё в 1709 году, когда Пётр Первый организовал в Адмиралтействе так называемую модель-камеру для хранения корабельно-строительных моделей и чертежей. Фонды музея начали пополняться многими интересными предметами. Среди них были личные вещи, принадлежавшие императору Петру Великому, прославленным адмиралам и офицерам, произведения живописи и графики, образцы холодного и огнестрельного оружия. В августе 1939 года Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда – здание Биржи. В феврале 1941 года открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. Оттуда их вернули лишь в июле 1946 года. С тех пор фонды музея значительно разрослись, на сегодняшний день его собрание насчитывает более 719 тысяч предметов. Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц). Среди них – один из первых российских кораблей, так называемый дедушка русского флота, ботик Петра I. Другие ценные реликвии – колет Петра I, шпага адмирала Павла Нахимова, золотая сабля прославленного океанографа и флотоводца Степана Макарова. В специальном фонде музея находятся предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, требующие особых условий хранения. Это награды и памятные знаки Российской империи, СССР и Российской Федерации, а также зарубежные ордена и медали. Отдельного упоминания требует коллекция орденов Ушакова – высшей военно-морской награды. Музей Балтийского флота Где находится: Калининградская обл., г. Балтийск, ул. Кронштадтская, 2. Строительство здания, в котором в настоящее время размещается музей Балтийского флота, тесным образом связано с историей правосудия в этой части Земландского полуострова. Чиновники магистрата, решив построить здание суда, обратились к военному коменданту с просьбой передать им участок земли у стен цитадели, но получили отказ. Многоэтажное здание могло помешать прицельному огню крепостной артиллерии. Конфликт продолжался до тех пор, пока не появились дальнобойные орудия, и эта местность потеряла своё военное значение. Получив разрешение, строители взялись возводить здание в псевдоготическом стиле со стрельчатыми окнами, ажурными коваными ограждениями на лестничных пролётах. В 1903 году состоялось торжественное открытие Пиллауского суда первой инстанции. В ходе штурма Пиллау советскими войсками в апреле 1945 года здание сильно пострадало. Многочисленные отверстия от пуль и снарядов видны на кирпичных стенах и ступенях парадной лестницы, ведущей на второй этаж. После войны в здании размещалась военная комендатура, затем парикмахерская и один из первых городских ресторанов «Балтика». В 1957 году большую часть здания передали музею Балтийского флота, для посетителей музей открылся через два года. Вся экспозиция музея рассказывает об истории Балтийского флота начиная с правления Петра I и до наших дней. Также в музее действует выставка «История Пиллау». Особую гордость коллекции составляет штурвал с яхты «Полярная звезда», принадлежавшая последнему русскому императору Николаю II. А ещё там можно посмотреть на корабельную модель 44-пушечного фрегата «Паллада». Корабль был построен в 1830-х годах и по техническому оснащению аналогов не имел. В 1852 году на борту «Паллады» в кругосветное путешествие отправился писатель Иван Гончаров. В дороге он вёл путевой дневник, который позже был опубликован. Также в собрании музея находятся личные вещи адмиралов Михаила Лазарева и Ивана Крузенштерна. В одном из залов воссоздан кабинет Степана Макарова в период, когда он командовал Кронштадтским портом. Североморский музей истории города и флота Где находится: Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сафонова, д. 15. Музей был открыт в 1996 году в честь 300-летия российского флота. В его залах можно проследить историю Северного флота и города Североморска. В XIX веке это был небольшой посёлок под названием Ванега, а сегодня – важнейшая военно-морская база страны. В экспозиции одного из трёх залов представлены макеты современных кораблей и периода ВОВ, макет палубного истребителя Су-33, предметы истории техники (палубный нактоуз, штурманские приборы, звёздный глобус и т. д.), флаги расцвечивания, личные вещи, документы и фотографии моряков, карты и произведения изобразительного искусства. На данный момент в зале экспонируются шинели первого командира ТАРКР «Киров» Александра Ковальчику, командующего Северном флотом Андрея Чабаненко, высотно-морской спасательный костюм и офицерская форменная куртка Героя России Тимура Апакидзе. В числе экспонатов – предметы оружия, коллекция наград, памятные монеты и документы, свидетельствующие о военных подвигах моряков в 1941 – 1945 годах. Военно-морской музей Северного флота Где находится: Мурманск, ул. Торцева, д. 15. Военно-морской музей Северного флота был открыт в Мурманске в 1946 году после окончания Великой Отечественной войны. С открытия и по настоящее время он располагается в здании Дома офицеров. Обороне региона в военное время и была посвящена его первая экспозиция. Посетители музея смогут познакомиться с историей кораблестроения, в частности, атомных подлодок и морской ракетоносящей авиации. Коллекция содержит модели судов, образцы вооружения, карты, инструменты навигации, личные вещи и фотографии моряков, наградные знаки, флаги, знамёна и другие экспонаты. Сегодня в залах музея можно увидеть предметы, рассказывающие о недавних событиях из жизни Северного флота, в частности, о трагедии подводной лодки «Курск». В экспозицию переданы дневник капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова, флаг командира соединений атомных подводных лодок, находившийся на борту, и капсула с водой, взятой на месте гибели субмарины. Музей мореходов Где находится: Вологодская область, г. Тотьма, ул. Кирова, д. 15. Это не самое очевидное место для музея мореходства, ведь выхода к морю у города нет. Правда, это не помешало Тотьме сыграть важнейшую роль в освоении Россией Атлантического океана и побережья Северной Америки. Зажиточные тотемские купцы снаряжали многочисленные экспедиции к берегам Камчатки и Алеутским островам. Основной целью таких путешествий была добыча пушнины, ценившейся в то время исключительно высоко, и в этом деле тотьмичи достигли значительных успехов. О промысловых походах знала императрица Екатерина Великая, в 1780 году утвердившая герб Тотьмы с чёрной лисой на золотом поле «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». А местный мореход Иван Кусков основал на берегах Калифорнии российскую колонию Форт-Росс. Об этих событиях можно узнать в залах музея, открывшегося в 1996 году. Мимо этого величественного здания не может пройти ни один гость Тотьмы. Построенный на средства тотемских купцов-компанейщиков, мореходов Григория и Петра Пановых, Входоиерусалимский храм-корабль с колокольней-мачтой считается одной из вершин северного барокко. К 300-летию русского флота на первом этаже церкви был открыт музей мореходов, полностью посвящённый тем удивительным страницам истории города, благодаря которым мы можем говорить о славе Тотьмы как «города русских Колумбов». В часы работы музея можно подняться на колокольню, где воссоздана действующая звонница. Считается, что это лучшая высотная точка для обзора города. Профессиональные звоны ежедневно исполняет сотрудник музея Андрей Новиков. Крейсер «Аврора» Где находится: Санкт-Петербург, Петроградская набережная. Это мемориальное судно и уникальный памятник кораблестроения. Бронепалубный корабль назвали в честь парусного фрегата русского флота, на счету которого три кругосветных путешествия и Крымская война. Боевое крещение крейсер принял в составе 2-й Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Шесть раз с «Авроры» сбивали флаг, но он взмывал вновь. Крейсер вышел из сражения лишь после его завершения. Боевой путь он продолжил во время Первой мировой войны. В 1916 году в ходе планового ремонта экипаж поддался революционным настроениям, а год спустя выстрелил холостым снарядом, став символом революции, а затем – учебным кораблём и музеем в Санкт-Петербурге. В наше время таких кораблей-музеев эпохи парового флота насчитываются единицы. Самые известные среди них – британский броненосец «Уоррирор» (1860) в Портсмуте, греческий крейсер «Георгиос Авероф» (1910) в Фалерской бухте Афин, японский броненосец «Микаса» (1900) в порту Йокосука, бывший противником «Авроры» в Цусиме. С началом Великой Отечественной войны экипаж корабля стал на защиту Ленинграда. В период блокады крейсер получил множество повреждений и лёг на грунт. Усилиями команды в июле 1944 года «Аврору» подняли и отправили на ремонт. После ремонта судно пришвартовали на вечную стоянку у Петроградской набережной, и до 1956 года крейсер использовался в качестве учебной базы Нахимовского училища. Позже на «Авроре» был открыт Корабельный музей как филиал Центрального Военно-морского музея. В июле 1992 года над крейсером был поднят Андреевский военно-морской флаг, символизирующий морскую силу России. За 45 лет существования музея «Аврору» посетили более 28 млн. человек. В шести помещениях экспозиции музея хранится более 500 экспонатов: корабельные документы и предметы, представляющие историческую и культурную ценность, документальные фотографии, модели кораблей. В сентябре 2014 года корабль впервые за 27 лет покинул стоянку у Петроградской набережной. В течение двух лет на нём проводили плановый ремонт в доке Кронштадтского морского завода. Кроме замены старых деталей, модернизации системы безопасности и установки видеонаблюдения, на крейсере значительно расширили экспозицию музея, включив в неё не только события Октябрьской революции, но и всю историю российского флота. Научно-исследовательское судно «Витязь» Где находится: г. Калининград, набережная Петра Великого, д. 1. Судно прошло около 800 тысяч морских миль. Легендарная научная станция по изучению Мирового океана, пришвартованная в Калининграде, совершила под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов. Экипаж корабля проводил поистине уникальные исследования, к примеру, измерил максимальную глубину Марианской впадины в 11022 метра и открыл новый тип животных – погонофоры. Судно стало настоящей международной научной станцией, на «Витязе» работали учёные из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Именно с этого корабля началась история Музея Мирового океана с Полярным залом, залом Великих географических открытий, лабораторией и мемориальными каютами. А началась его история в 1939 году в Германии, на верфи города Бремерхафена. Новое судно, получившее название «Марс», предназначалось для перевозки фруктов из южных стран в Германию. Для того времени оно было новинкой, планировалось перевозить на нём 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Современники писали, что окрашенное в кремовый цвет, с высокими мачтами, плавными, стройными линиями корпуса, оно больше походило на яхту, чем на грузовое судно. Прекрасные обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. В сентябре 1939 года «Марс» пришёл в порт Кёнигсберга. В Европе уже шла война, которая резко изменила судьбу судна. «Марс» перекрасили в маскировочный цвет, и он начал перевозить отпускников и раненых. После окончания войны по репарации судно оказалось в Великобритании и получило новое название – «Вперёд, Империя!». Портом приписки был Ливерпуль, оно находилось там меньше года, а в марте 1946 года после пересмотра части репараций корабль был передан СССР и пришёл вначале в Таллин, а затем в новый порт приписки – Ленинград. Получив новое имя «Экватор», он ходил по Балтийскому морю, но судьба уже готовила ему океанские просторы. В начале 1946 года был организован Институт океанологии Академии Наук СССР, и ему потребовалось научное океанское судно. Выбор пал на «Экватор». Судно снова переименовали, теперь оно получило название «Витязь» в память о знаменитых российских корветах XIX века. Один из них – «Витязь», который под командованием адмирала Степана Макарова стал одним из самых прославленных экспедиционных судов, а на борту другого корвета не раз путешествовал Николай Миклухо-Маклай. В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс, и с тех пор побывал в ста портах 49 стран мира. На его борт поднимались Жак-Ив Кусто и Тур Хейердал. Это время в мировой океанологии называют эпохой «Витязя» Музеи-ледоколы «Ангара», паровой ледокол дореволюционной постройки, один из первых ледоколов в мире. Служил и в дореволюционной России, и в эпоху СССР. Судно было спущено на воду в 1900 году. Ледокол из Ньюкасла в Иркутскую область доставляли по частям. Заказывал «Ангару» Комитет по постройке Сибирской железной дороги, чтобы переправлять составы через льды Байкала, пока будет построена дорога в обход гигантского озера. После революции пароход стал возить пассажиров, в Гражданскую войну участвовал в боях, а в Великую Отечественную перевозил грузы. В 1975 ветерана флота едва не пустили на металл, судно уцелело чудом, сев на мель при транспортировке. Ледокол-эпоха: исследователь и спасатель «Красин» был пионером в освоении Северного Ледовитого океана. Построенный в Англии, ледокол начинал службу сто лет назад под названием «Святогор», а после революции его переименовали в «Красин». Именно этому судну обязана своим спасением арктическая экспедиция Умберто Нобиле, пережившая катастрофу дирижабля «Италия». Лишь «Красин» смог добраться до лагеря экспедиции, застрявшей в ледяной пустыне. На обратном пути ледокол спас полторы тысячи пассажиров немецкого судна «Монте Сервантес». В годы Великой Отечественной войны за одним из караванов транспорта, ведомых «Красиным», охотился немецкий линкор «Адмирал Шеер». Опасной встречи удалось избежать, и ледокол ещё долгие годы трудился в Арктике на геологоразведке, пока не стал кораблём-музеем. Первое в мире надводное судно с движущей силой мирного атома – ледокол «Ленин». Решение о строительстве принял Совет Министров СССР. Работали над проектом всей страной – участвовало около 30 НИИ, 60 конструкторских бюро и две сотни предприятий. Перед гигантским кораблём весом 11 тысяч тонн и задача ставилась большая – прокладывать дорогу во льдах Северного морского пути. За 30 лет работы атомоход преодолел более 650 тысяч морских миль и провёл через льды почти 4 тысячи кораблей. Место последней приписки – Мурманск. Плавучий музей можно обойти за час, от кают-компании с музыкальным салоном до машинного отделения и поста, откуда управляли силовыми установками огромного судна.