Путешествие по центрам старинных ремёсел России
Места, где помнят и пытаются сохранить роспись по металлу, финифть и кружево Интересный праздник отмечают в мире 16 августа. Это День чуда своими руками или День поделок. В нашей стране всегда умели создавать невероятные поделки. Народные промыслы – это особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах России. В Филимоново лепили и расписывали яркими красками глиняные игрушки, в Вологде плели тонкое кружево, в Тобольске вырезали фигурки из кости. Неужели всё забыто и утеряно? Если вы задаётесь таким вопросом, самое время посетить места, в которых зародились и развивались старинные ремесла. Каргопольская игрушка Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился ещё в XI – XIII веках. Археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке. Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей, немалую сумму для XIX века. Посуду в Каргополье делали все – мужчины, женщины, дети начиная с 8 – 9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили, стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать, спрос на продукцию падал, а новая власть не слишком интересовалась сохранением ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах почти не осталось мастеров, которые создавали глиняные игрушки, изготовление посуды прекратилось ещё раньше. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринёво. Его игрушки сейчас считаются классическими. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами. В той же деревне жила и другая известная мастерица – Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках. Она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество. Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 1960-х годах началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв – потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Для росписи стали использовать масляные краски и темперу, чтобы сделать фигурки ярче, но по-прежнему старались использовать цвета умеренно, иначе готовое изделие выглядело бы аляповато. В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых – целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек. Нетающий иней Вологды «Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы выходили из-под коклюшек вологодских мастериц. Прародители вологодского плетения родом из Европы. Первое иноземное кружево – из золотых нитей попало в Вологду в ХVI веке по Северному морскому пути. Но массовый промысел кружевоплетения своим появлением обязан крепостным. Русские мастерицы стали плести из льняных нитей. Во всех помещичьих усадьбах губернии появились свои мини-фабрики, оплетали Москву и Петербург. В губернии проживала треть всех кружевниц России. Расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Ремесло недорогое. Валик, коклюшки и станок стоили дореволюционные 1 рубль 50 копеек. Зарабатывали кружевницы до 20 рублей в год, но проводили за коклюшками по 16 часов в день. Обучали кружевоплетению с пяти лет. В середине ХIХ века, особенно после реформы 1861 года, в Вологодской губернии насчитывалось свыше 40 тысяч кружевниц. Как правило, работали целыми династиями. К примеру, бабушка лауреата Госпремии им. Репина Веры Веселовой плела чулки и зонтики по особому заказу императорского двора. В помещичьих усадьбах стали появляться кружевные мастерские, а в 1900 году в Вологде была открыта профессиональная школа кружевниц. В период империалистической войны 1914 года кружевной промысел переживает упадок, который продолжался до 1918 года. Но через 10 лет в Вологде восстановили профессиональную кружевную школу. Власти создали Волкружевосоюз, который объединил 50 артелей с 40 тысячами кружевниц. В 1936 году в городе образовали лабораторию, художники которой разработали новые узоры и обновили ассортимент кружевных изделий. Парижская премьера принесла северному рукоделию мировое признание. Вологодский кружевной союз в 1937 году получил Гран-при за новизну и художественное исполнение. Золотые медали привезли в Вологду из Чикаго, Филадельфии и столицы кружева – Брюсселя. В 1960 году в Вологодской области на базе бывших артелей были организованы 5 кружевных фабрик, которые в 1964 году были объединены и функционировали под названием Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Теперь это предприятие – главный символ вологодского кружева. Перед тем как кружево сплести, его придумывают. Мастерицы обладают поистине инженерной мыслью. В одном узоре переплетают до ста нитей. Сегодня в Вологде работает музей кружева. Его открыли в октябре 2010 года в отреставрированном здании бывшего госбанка. Экспозиция построена в хронологическом порядке. Первый зал посвящён европейским кружевным центрам – Германии, Франции, Польше, Словакии, Испании, а также эпохе зарождения искусства кружевоплетения (XVII – XVIII веков), когда плели из золотых и серебряных нитей. В главной галерее представлены экспонаты на темы «Кружево в крестьянском костюме и этнографическом текстиле», «Кружевные изделия 1920 – 1940 годов», авторские произведения художников объединения «Снежинка». Изделия мастериц главного предприятия – услада для глаз. Очень тонкая работа, гармоничные композиции, возвращение к традиционным темам вологодского кружевоплетения на новом уровне. Чаще всего специалисты использовали орнаменты из природных элементов, цветочные узоры. Самый популярный из них, конечно, снежинка. Помимо достойной выставочной экспозиции в музее работают кафе, учебные классы и салон-магазин. Музей кружева является одним из восьми филиалов комплекса памятников Вологодского кремля, наряду с музеем забытых вещей, экспозицией «Вологодская политическая ссылка», домом-музеем Петра I и этнографическим музеем в деревне Семёнково. «Цветущие» подносы Деревушка Жостово, которая находится недалеко от подмосковного города Мытищи, знаменита росписью по металлу. С начала XIX века жостовские мастера покорили Российскую империю подносами с живописными букетами. Первую «лакерную мастерскую» открыл здесь крепостной графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале XIX века. Сначала здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а к 30-м годам позапрошлого века сразу несколько местных мастерских стали выпускать металлические кованые подносы. Их украшали особой, «жостовской» росписью: букетами полевых и садовых цветов, словно подсвеченных изнутри, и мелким золотым орнаментом по краю. Сегодня в Жостово всё напоминает о старинном промысле, даже таблички на фасадах зданий и дорожные указатели выполнены в виде подносов. Многие местные жители открывают собственные мастерские или работают на фабрике декоративной росписи. В единственном в мире музее подносов гости украшают металлические заготовки сами. После сушки в специальной печи и нанесения лака изделия можно забрать домой. Липовые лапти Главным промыслом села Преображеновки (Липецкая область) были лапти из липового лыка. Волокнистую часть коры здесь заготавливали дважды в год. Её высушивали и хранили, скатав в мотки. Когда мастера не были заняты на сезонных полевых работах, они распаривали или вымачивали лыко и изготавливали из него лапти. Обувь, созданная в так называемой технике косого плетения, была аккуратной и прочной, покупать её приезжали из многих окрестных сёл и деревень. Лапти в Липецкой области носили вплоть до середины ХХ века. Как вспоминают местные жители, в военные годы и сразу после войны выбора не было. Сегодня лапти изготавливают только на заказ для фольклорных ансамблей или в качестве сувениров. В июле 2021 года в селе Преображеновке Добровского района на 92-м году из жизни ушла Мария Михайловна Сухова. Она была едва ли не единственной мастерицей в области, которая владела техникой плетения лыковых лаптей. Во время войны она наравне со взрослыми трудилась в совхозе «Кривец», а по вечерам плела на продажу лапти, которые зачастую спасали всю семью от голода. Мария Михайловна всегда бескорыстно делилась опытом плетения старинной обуви с учениками сельской школы. Она часто проводила мастер-классы. Владимир Юрьев успел перенять мастерство плетения лыковых лаптей от Марии Михайловны и теперь считается последним носителем ремесла. «Огненное письмо» из Византии Искусство финифти – украшения эмалью зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где её называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была. Во многом направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого, в те годы духовного центра страны. В ростовские старинные церкви и монастыри приезжали паломники из дальних уголков России, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках. Ростов издавна славился своими иконописцами, первые мастерские эмальеров появились в городе в 1760-е годы. Затем открылись цеха, где над церковными заказами работали ремесленники. На тяжёлом и вредном производстве эмаль плавили в печах, в краски добавляли свинец, чтобы снизить температуру плавления. Со временем Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране, яркие иконки пользовались спросом у народа. Параллельно развивалась и светская финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки. В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами. Многие художники копировали работы местных иконописцев и картины известных европейских мастеров. К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась всё меньшим спросом. Новые технологии штамповки и печати делали производство эмалей экономически невыгодным, мастера вынуждены были в день изготавливать сотни небольших образков. Художники писали иконки и вставки для декоративных предметов по шаблону, художественная сторона отходила на второй план. Снова интерес к ростовской финифти появился уже при советской власти. В 1920 –1930 годы основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства. Финифть на религиозные темы стала неактуальной, вместо икон мастера писали портреты Ленина и Сталина, представителей советской номенклатуры разного уровня. В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись. По-прежнему был велик спрос на копии картин. В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки. Художники изображали исторических деятелей и знаменитых учёных, героев и космонавтов, например в 1960-е годы появились финифти с изображением Юрия Гагарина, к юбилейным датам выпускали предметы с портретами поэтов и писателей. Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова. Многие из мастериц происходят из династий эмальеров, они, как и прежде, вручную расписывают изделия. Финифть можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях. Например, в музее фабрики «Ростовская финифть» гостей ждёт знакомство с уникальными изделиями, изготовленными выдающимися художниками и ювелирами в разные годы, тайнами технологии создания финифти и быта мастерских XIX века. Гости посетят производственные цеха. Там можно посмотреть, как художники создают живописные работы, а ювелиры кропотливо собирают узор. Мастер-класс позволит желающим собственноручно создать эмалевые миниатюры. Собрание финифти в музее Ростовского кремля формируется с начала основания музея (1883 год) по настоящее время. Сейчас это крупнейшая и наиболее полная в мире экспозиция, куда входят произведения мастеров всего периода промысла, от монастырских финифтянщиков XVIII в. до эмальеров современности. Свистульки для «свистопляски» Больше 400 лет назад в слободе Дымково (сегодня – микрорайон города Кирова) появились первые обрядовые игрушки – свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка к весеннему празднику «свистопляски». Так в Дымково зародился один из самых старинных художественных промыслов России. Знакомый нам облик дымковские игрушки приобрели в XIX веке, их стали расписывать характерными пёстрыми узорами. Туристы обычно приезжают в Дымково летом или осенью, весной здесь случаются паводки. В «вятской Венеции», как называют слободу местные жители, проходят фестивали, конкурсы, концерты, а также мастер-классы по лепке и росписи игрушек. В конце августа дымковчане отмечают Спасов день – главный праздник слободы. В Кирове работает музей «Дымковская игрушка». Гости музея могут узнать историю старинного промысла, встретиться с мастерицами и вместе с ними вылепить знаменитые глиняные фигурки. Посуда из «глиняного теста» Мастера гончарного промысла из села Коровино (Владимирская область) использовали для работы местную глину, белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью. Прочная и красивая глиняная посуда пользовалась большим спросом на ярмарках Владимира, Суздаля, Мурома и Павлова. По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в неё добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть всё изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов. Гости села Коровино могут не только посмотреть на работу мастеров, но и взять несколько уроков по гончарному делу. Туристам здесь расскажут об истории местного промысла и научат основным его секретам.