Войти в почту

Как развивается сфера промышленного туризма в Беларуси и в Союзном государстве

Сфера промышленного туризма в Беларуси и на пространстве Союзного государства наращивает свой потенциал. В 2023 году белорусские предприятия посетили более 93 тысяч туристов, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее.

Как развивается сфера промышленного туризма в Беларуси и в Союзном государстве
© Российская Газета

Люди открыли для себя, что промтуризм - очень интересное занятие. Однако промышленный туризм - это не только увлекательные экскурсии, но и возможность на время погрузиться в профессию и почувствовать гордость за предприятие. Многим он помогает понять логику и стратегию производств, уловить тенденции в промышленной сфере. А для государства и предприятий такое направление - уникальная возможность адресной коммуникации с гражданами. В первую очередь оно должно быть ориентировано на патриотическое воспитание. Демонстрация достижений промышленности поможет молодым людям поверить, что они способны на большие свершения, как и прошлые поколения.

Для Беларуси как индустриально развитого государства сфера промышленного туризма обладает особой значимостью, поскольку открывает возможности демонстрации национальных достижений. Согласно проведенным БИСИ социологическим исследованиям (в рамках проекта "Пульс общества"), отечественная промышленность в сознании граждан ассоциируется с брендом государства. В частности, отвечая на вопрос, что является белорусским брендом, многие респонденты делали акцент именно на этом: "Качество промышленных товаров, одежда, обувь, постельные принадлежности и белье, трикотаж и натуральные пищевые продукты - молочные и мясные, спиртное". "Доступные цены при высоком качестве", "Качественная продукция, косметика, одежда, продукты, шины, самосвалы".

На уровне Союзного государства организация промышленного туризма помогает демонстрировать успешную и эффективную интеграцию, прогресс сторон в импортозамещении и технологическом суверенитете.

Знакомство с достижениями промышленности помогает молодым людям поверить, что и они способны на свершения

Кооперационные проекты в промышленности - один из ключевых показателей успеха союзного строительства, что многократно подчеркивалось на высшем уровне. Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с губернатором Калужской области Владиславом Шапшой подчеркивал: "Предприятия Беларуси и России естественным образом встраиваются в совместные производственные цепочки. ...Кооперация сейчас востребована, как никогда".

На уровне флагманов системное развитие промтуризма также открывает перспективы укрепления собственного кадрового потенциала, предоставляет шанс наглядно отразить высокий уровень организации работы, продвинуть имидж предприятия.

Традиционно промышленный туризм в большей степени относится к крупным предприятиям. По информации Министерства промышленности Беларуси, в 2023 году лидерами в данной сфере стали: БЕЛАЗ - 51,5 тыс. туристов (рост на 158%), МТЗ - 19,2 тыс. туристов (+115%), МАЗ - 6,9 тыс. туристов (+129%). Отмечена нарастающая динамика и на таких предприятиях, как "Гомсельмаш", БАТЭ, БМЗ, "Могилевлифтмаш", "Бобруйскагромаш". Промышленный туризм может помочь в продвижении белорусской промышленности внутри государства и во взаимодействии с зарубежными партнерами.

Российский опыт развития промышленного туризма во многом является прорывным. В этом ключе обращает на себя внимание масштабная проектная деятельность Агентства стратегических инициатив (АСИ). Один из проектов АСИ сосредоточен на выработке методологии и стратегий развития промышленного туризма для предприятий и субъектов РФ. Всероссийский охват Инициативы по продвижению кадрового и технологического потенциала "Открытая промышленность" показывает действенность методологии промышленного туризма, а результаты работы Акселератора промышленного туризма - растущую мотивацию предприятий по развитию этой сферы.

Сегодня БИСИ и АСИ осуществляют совместный проект "Промышленный и патриотический туризм". В марте 2024 года институты выступили соорганизаторами международного образовательного семинара "Промышленный туризм как бренд и стратегия", приуроченного к месяцу промышленного туризма в Союзном государстве, на площадке ОАО "МТЗ". В мероприятии участвовали около 200 представителей туриндустрии и предприятий. В мае этого года директор БИСИ Олег Макаров выступил на пленарном заседании финального мероприятия программы АСИ "Открытая промышленность". Но, наверное, самым важным итогом данной работы для БИСИ и АСИ станет выход книги по промышленному туризму, в которой будет рассказано о совместной истории промышленных предприятий Беларуси и России и их успешной кооперации на современном этапе.