Войти в почту

Архивные фотографии и исторические штрихи. Как работает Музей Парка Горького

Музей Парка Горького открылся в 2015 году в арке главного входа, его основу составили архивные фотографии и документы, фиксировавшие моменты из жизни парка на протяжении ХХ века. О том, как живет музей и какие истории можно узнать, рассматривая экспонаты, mos.ru рассказала Елена Соболева, заведующая историко-культурным сектором Парка Горького.

Архивные фотографии и исторические штрихи. Как работает Музей Парка Горького
© Mos.ru

Музей в арке

Триумфальную арку главного входа в Парк Горького построили в 1955 году, к 10-летию победы в Великой Отечественной войне, по проекту архитекторов Юрия Щуко и Ассена Спасова. До этого центральный вход был выполнен из дерева. В 2009 году арке присвоили статус выявленного объекта культурного наследия, а в 2015-м ее отреставрировали. Работы провели впервые с момента строительства. После их завершения входной павильон открыли для посетителей — в левом пилоне и антаблементе (балочном перекрытии пролета) заработал Музей Парка Горького. В антаблементе в процессе реставрации оформили специальную витрину, чтобы посетители могли видеть, как устроена его конструкция.

«Внутренняя атмосфера в арке после реставрации осталась прежней, — рассказывает Елена Соболева. — Единственным фундаментальным изменением стал лифт. Раньше на его месте был атриум, в котором висела большая веревочная люстра со стеклянными подвесками. От дуновения ветра при открытых окнах или когда кто-то входил, подвески позванивали. В арке очень хорошая акустика, и здесь часто был слышен нежный хрустальный перезвон».

Музей открыли в арке в том числе потому, что в парке больше нет закрытых помещений такого размера, но одновременно, рассказывает Елена Соболева, это очень символично. Во-первых, это самое яркое архитектурное сооружение послевоенного периода, одно из наиболее узнаваемых. Во-вторых, в советские годы здесь располагались кино- и фотолаборатория, фиксировавшие жизнь парка, и часть этого архива стала впоследствии основой для экспозиции.

Смотровую площадку на высоте 18 метров, ставшую частью музея, тоже открыли после реставрации. Попасть туда можно в составе экскурсионной группы по предварительной записи или без экскурсии по билету в музей. С площадки открывается великолепный обзор на весь Парк Горького и центральную площадь с доминантой-фонтаном, 19 струй которого поднимают потоки воды на высоту 25 метров, а под музыку меняют конфигурацию. Музыкальное шоу проходит пять раз в день в летний сезон, а вечернее сопровождается подсветкой. Со смотровой гости также видят Нескучный сад, набережные, объединенные в 12-километровый маршрут, — Крымскую, Пушкинскую, Андреевскую и Воробьевскую.

Можно рассмотреть и многие знаковые здания, например храм Христа Спасителя и колокольню Ивана Великого, бывшую в какой-то момент самым высоким зданием Москвы (строить выше было запрещено), известный с XIVвека Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь и храм Святого Иоанна Воина на Якиманке, который не закрывался даже в советские годы, знаменитые сталинские высотки. Прямо напротив — парк искусств «Музеон», новый корпус Третьяковской галереи и участок Садового кольца.

«Дети, подходя сюда, говорят: “Какие маленькие машинки на Садовом, как в витрине магазина”. Мы им объясняем, что отсюда они могут оценить симметрию города — кольцо, окружающее центр Москвы, что то, что они сейчас видят, — веха многовековой истории столицы», — говорит Елена Соболева.

Фотографии XX века и музыкальная гостиная Бетти Глан

Первый зал, в который попадают посетители, в музее называют музыкальной гостиной Бетти Глан. Это уникальное культурное пространство, где встречаются и выступают талантливые дети, студенты и выпускники ведущих творческих учреждений нашей страны. Место объединяет молодые дарования и зрителей, ценящих искусство во всех его проявлениях. По словам Елены Соболевой, это не самый привычный для парка формат и масштаб, но концерты тоже собрали свою аудиторию и пользуются у слушателей популярностью. Музыкальная гостиная Бетти Глан выполняет важную миссию по поддержке и развитию молодых талантов, предоставляя им сцену для реализации их творческого потенциала и общения с помощью музыки.

Бетти Николаевна Глан, один из самых известных директоров Парка Горького, начала работать здесь в апреле 1929 года. Будучи талантливым руководителем, она собрала команду таких же выдающихся людей. С именами Владимира и Георгия Стенбергов, например, связано первое оформление парка, они были главными художниками, а также отвечали за театральную площадку. Братья создали знаменитые Ландышевые аллеи, располагавшиеся параллельно Пушкинской набережной и ставшие частью фирменного стиля парка (их название связано с красивыми светильниками в виде цветков ландышей).

Сотрудничала Бетти Глан также с архитекторами Константином Мельниковым, Александром Власовым, Иваном Жолтовским, Эль Лисицким и другими. Они занимались разработкой планировки, по их проектам создали некоторые парковые сооружения. Бетти Глан пригласила бразильского архитектора Родриго да Косту, который построил здание администрации парка с первым звуковым кинотеатром. Здесь проходили премьерные показы знаменитых фильмов, съезды творческих объединений.

В витринах — фотографии разных лет. В основу фонда легли материалы, которые Елена Соболева обнаружила в летнем домике графа Орлова.

«Там ликвидировали народную библиотеку, и среди коробок в подвале я нашла советский архив. Он частично попал туда во время затопления подвала основного здания. Было три категории материалов: сильно промокшие выбросили, хорошо сохранившиеся и, по всей видимости, красочно оформленные исчезли (возможно, в частные коллекции), а мне попался средний, промежуточный слой. Исторически он, к сожалению, не весь выстроен, но это все равно характеристика Парка Горького. Я обработала 10 тысяч фотографий, и это стало основой музея. Еще в нашем фонде — методички, сценарии и документы», — объясняет Елена Соболева.

Фотографии периодически меняются. Сейчас, например, можно увидеть, что яркая программа развлечений в парке была не только летом, но и зимой. На снимках — огромный каток (до 125 тысяч квадратных метров), вручную заливали центральные площади и главные аллеи. Зимой устраивали новогодние елки, проходили и довольно необычные соревнования, например по езде на лыжах за лошадью.

Документальная часть экспозиции тоже раскрывает детали жизни Парка Горького. Билеты демонстрируют, что здесь проходили оригинальные представления, ночи фейерверков, фестивали, карнавалы. Очень зрелищным был карнавал на воде — тогда главной сценой становилась Москва-река. Был в парке цирк шапито, и там не только показывали шоу, но и, например, снимали знаменитый фильм «Цирк» с Любовью Орловой.

«Посмотрите, какой замечательный девиз виден на одной из фотографий — “Каждый отдыхает по-своему”. Ну разве это не про нас?» — говорит Елена Соболева.

Парашютная вышка и балетные пуанты

Самый заметный экспонат второго зала музея — макет парашютной вышки. Наряду с аркой главного входа, колесом обозрения и знаменитой девушкой с веслом Ивана Шадра, это был один из наиболее узнаваемых символов парка в советские годы.

Вышку построили в начале 1930-х, ее высота составляла 35 метров (то есть примерно как две арки главного входа, если поставить их одну на другую). Подняться можно было только по внутренней лестнице с однонаправленным движением. Удовольствие было дорогое — билет стоил рубль, но к вышке все равно стояла очередь, особенно в первое время после открытия (для сравнения: входной билет в парк для взрослого посетителя обошелся бы в 10 копеек). Вышка была и аттракционом, и тренажером: в предвоенные годы стремились научить людей не бояться прыгать с парашютом. Прыжки, конечно, были не вполне настоящие: открытый парашют, прицепленный к натянутому до земли тросу, надувался за счет веса прыгающего и спускался медленно. Процесс занимал две-три минуты, но для того времени развлечение было экстремальное.

«Когда я рассматривала фотографии, была очень удивлена тому, что с парашютом прыгали в основном девушки, внизу их приветствовала толпа. Но где же мужчины? Ответ на свой вопрос я нашла в архиве периодики Ленинской библиотеки. Дело в том, что на самом верху вышки стоял культмассовый работник и оценивал состояние желающих прыгнуть. А молодые люди к тому моменту уже успевали вкусить многие напитки, продававшиеся в парковых киосках. Поэтому им приходилось садиться в колясочки на колесах — они развивали скорость, как бобслейные сани, — и спускаться по желобам. Впрочем, некоторые не рисковали по другим причинам — все-таки прыгнуть с высоты 35 метров непросто», — объясняет Елена Соболева.

С началом Великой Отечественной войны парашютная вышка стала очень заметным ориентиром для немецких бомбардировщиков, и ее разобрали. В разные годы неоднократно поступали предложения восстановить сооружение, но от них отказывались. А сейчас в парке есть другие смотровые площадки.

В витрине можно рассмотреть балетные пуанты — это тоже отсылка к одному из важнейших символов парка, скульптуре «Балерина». Она сейчас стоит там, где когда-то располагалась парашютная вышка. Автор скульптуры — советский архитектор Елена Янсон-Манизер. Вместе с мужем Матвеем Манизером они в 1930-е годы тесно сотрудничали с Парком Горького, и Бетти Глан поручила им создать скульптуру. Моделью стала знаменитая балерина Галина Уланова.

Во втором зале также установлены интерактивные тач-панели. На одной из них можно прочитать биографии архитекторов, связанных с Парком Горького, в том числе Александра Власова, Эль Лисицкого, Константина Мельникова, Алексея Щусева, Ивана Жолтовского, Виталия Долганова, который восстанавливал парк после войны. На территории до сих пор находится знаменитый шестигранник Жолтовского — бывший павильон «Машиностроение», построенный ко Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года, первому прообразу нынешней ВДНХ. Это единственный сохранившийся с того времени павильон.

На другой тач-панели — оцифрованные фотографии разных лет, в том числе серия «Парк глазами иностранцев». Гости запечатлели не только здания и планировку, приметы времени вроде портретов вождей или аллеи с бюстами ударников труда, но и, к примеру, момент появления аттракционов. На «Летающих людях» посетителя привязывали к стреле башенного крана, и человек оказывался то вверх, то вниз головой — более чем экстремальное развлечение для тех лет. Снимки воскрешают и другие интересные детали, например агитационные автомобили (поскольку в 1930-е в парке еще не было радио, разнообразную информацию посетителям сообщали с помощью таких машин) или перформанс синеблузников, вещавших с импровизированной пирамиды через рупоры.

«Во время разбора архивов мне особенно запомнились две фотографии. На одной киоск с надписью “Почта”, рядом стоят молодые люди и что-то пишут. Как и в случае с парашютной вышкой, у меня возник вопрос: что же они делают? Оказывается, прямо в парке можно было подписать открытку, купить букет и с помощью службы стюардов отправить, например, понравившейся девушке, чтобы познакомиться. Сейчас нечто подобное можно сделать уже через интернет. На другой фотографии люди танцуют перед эстрадой под гармошку и духовой оркестр, а на эстраде стоят культмассовые работники, растянувшие полосы текста, — и все поют. Дело в том, что песня наверняка была новая, и не все еще знали слова. Это был, можно сказать, прообраз современного караоке. Такие штрихи истории», — рассказывает Елена Соболева.

Музей Парка Горького работает со вторника по воскресенье с 11:00 до 22:00. Осмотреть его можно самостоятельно, а также на индивидуальной или групповой экскурсии по предварительной записи. Подробная информация есть на странице музея.