Есть, молиться, танцевать с курицей: чем живет Эдиссия — самое армянское село Ставрополья

На востоке Ставрополья находится единственное в регионе село, где с момента основания живут только армяне. Здесь сохранилась самая древняя армянская церковь в крае, а местные жители строго соблюдают вековые традиции. При этом армянский язык почти никто не знает, хотя в сельской школе он включен в учебную программу как факультатив.

Есть, молиться, танцевать с курицей: чем живет Эдиссия — самое армянское село Ставрополья
© «Это Кавказ»

Замуж по-эдиссийски

Эдиссия находится на берегу реки Кура. Село основано по указу Павла I в 1797 году 50 семьями выходцев из Западной Армении и изначально называлось Касаева Яма. Современное имя появилось в 1851 году и отсылает к древнему армянскому городу Эдессе, где правил царь Абгар. При въезде в село установлен хачкар (крест-камень) — символ армянской культуры, а также знак с названием населенного пункта на русском и армянском языках.

Церковь Сурб Аствацацин, пожалуй, лучшее место для знакомства с традициями жителей необычного села. За несколько дней до празднования 110-летия храма тут проходит венчание молодоженов Александра и Кристины. Священник Тер-Хачатур Егиазаров спрашивает жениха, готов ли он быть главой семьи и заботиться о жене, а невесту — согласна ли она до конца жизни быть покорной мужу. Разница в вопросах отражает патриархальные представления эдиссийцев о семейной жизни.

В Сурб Аствацацин священник проводит венчание на армянском и русском языках. Причина проста: в самом армянском селе Ставрополья большинство жителей, а это около 6 тысяч человек, помимо русского языка разговаривают между собой еще на тюркском диалекте.

Курица в шляпке

Свадебные обычаи в Эдиссии берут начало в XVIII веке и отличаются от армянских. Например, здесь можно увидеть танец с живой курицей, который исполняет свидетель.

— Это языческий обряд, который не имеет ничего общего с церковным, но сохранен по сей день в нашем селе. Курицу празднично наряжают: шляпка, бантики на лапках. Свидетель держит курицу за ножки, танцует с ней танец шалахо и несколько раз крутит ее над головой невесты. По старинному поверью, курица отгоняет от новобрачной все плохое, — объясняет начальник Эдиссийского территориального отдела администрации Курского округа Сурен Саркисян.

Хач-па — «крестный отец» новой семьи — в знак благословения рисует кинжалом крест над дверью дома, из которого выводят невесту. А еще он снимает фату, в отличие от армянских обрядов, где это делает жених.

Другая местная традиция — обряд знакомства невесты с родственниками мужа. Новобрачная с покрытой платком головой первой входит в банкетный зал и идет к столу, где сидят близкие жениха. Каждый из них дарит деньги.

— Так невеста знакомится публично с родней жениха. Сейчас они протягивают невесте деньги, а раньше давали все, что было: живую курицу в плетеной корзине, арбуз, бутылку коньяка, маленького ягненка… Такой ритуал знакомства сохранился только в нашем селе, — рассказывает Сурен Саркисян.

Пирог с арбузом

На свадьбу и другие праздники в Эдиссии пекут традиционный десерт — кокал. Блюдо внешне напоминает пахлаву, но имеет другой вкус. Это пирог с арбузным сиропом, который хозяйки готовят из мякоти плодов, выращенных на местных бахчах.

Попробовать Эдиссию на вкус может каждый, приехав на гулянья с этническим колоритом. Например, в феврале местная церковь проводит Сурб Саркис. В этот день всех угощают традиционными блюдами.

— На Сурб Саркис у нас не пекут армянские соленые лепешки. В нашем селе принято варить традиционную кашу — халисе. Хозяйки готовят ее из мелко помолотой пшеничной крупы. Кашу варят с мясом птицы, принципиально мужского пола (петух, селезень, индюк), на медленном огне всю ночь, до самого праздничного утра. Получается очень сытное, вкусное и ароматное блюдо, — делится глава села.

Пасха в Эдиссии тоже имеет свои особенности: вместо куличей пекут назуки — пряники со сладкой начинкой. Блюдо готовят, растирая с маслом слоеное дрожжевое тесто, куда добавляются орехи, арбузный сироп и изюм. Каждая хозяйка украшает пасхальную выпечку на свой вкус и освящает в храме.

Боевые танцы и Кот Бегемот

Типичное утро в Эдиссии — когда на одной улице можно увидеть 90-летнего старожила, за которым послушно шагают гуси, а рядом под старыми ставнями первоклассник в резиновых шлепках смачно ест арбуз. На соседней улице в доме в византийском стиле накрывают стол, чтобы проводить многочисленных гостей после веселой свадьбы.

Сегодня же все проснулись под звуки колокольного звона, который доносится из храма в честь его 110-летия. Двор Сурб Аствацацин уже наполнен смехом и разговорами мальчишек в жилетках с армянским орнаментом. Это юные барабанщики, воспитанники ритм-группы «Каскад». Они отбивают армянские ритмы, а черноволосые девчонки в национальных костюмах из студии танца «Азпар» исполняют шалахо.

— В селе немало многодетных семей. Родители хотят, чтобы ребята знакомились с армянской культурой с раннего возраста. На всероссийском фестивале-конкурсе хореографического искусства «Мир талантов» ребята представили армянской боевой танец «Ярхушта». Разучиваем с маленькими эдиссийцами творческие номера и выступаем на краевом фестивале армянского танца «Кочари», — рассказывает руководитель и хореограф-постановщик Адриана Заргарян.

Такое воспитание дает свои плоды. Среди уроженцев села — Вано Миранян. Известный артист, чей рост едва превышает метр, сыграл Кота Бегемота в мини-сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» и Фиделя в популярном мюзикле «Иствикские ведьмы». Вано Миранян также создал шоу-группу «Эдиссия».

Храбрые сыны Эдиссии

Церковь Сурб Аствацацин была и остается духовным центром для эдиссийцев. По традиции в день ее основания прихожане почитают погибших в Великой Отечественной войне. Домой не вернулся каждый второй ушедший на фронт житель села.

— Мы гордимся и восхищаемся храбростью сынов Эдиссии, которые и сегодня защищают рубежи многонациональной России, — отмечает Сурен Саркисян, показывая фото своих дедов, воевавших в Великую Отечественную. По словам главы Эдиссии, еще до акции «Бессмертный полк» жители села каждое 9 мая развешивали фотографии своих героев.

Новое поколение также воспитывают в духе патриотизма, говорит Сурен Саркисян. Недавно в селе появилась общественная организация «Ноев Ковчег». Одна из ее активисток — Мария Горбанева — в своем доме вместе с односельчанками печет сладости, собирает и упаковывает теплые вещи, наборы продуктов и отправляет все это на СВО.