В Псковском музее впервые представили редкие издания XVI-XVII веков
ПСКОВ, 14 октября. /ТАСС/. Новый выставочный комплекс "Издания ганзейских городов XVI-XVII веков - современники рода Поганкиных" открылся в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника. В выставочном пространстве представлены редкие книги XVI-XVII веков, большинство изданий экспонируются перед широкой публикой впервые, сообщила ТАСС генеральный директор музея Светлана Мельникова.
"В Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника начал работу новый выставочный комплекс "Издания ганзейских городов XVI-XVII веков - современники рода Поганкиных". В выставочном пространстве представлены редкие книги XVI-XVII веков на латинском и немецком языках из девяти печатных ганзейских центров: Любека, Данцига, Гамбурга, Бремена, Штеттина, Лемго, Люнебурга, Ростока, Марбурга. Большинство изданий представлены широкой публике впервые", - сообщила Мельникова.
По ее словам, выгодное географическое расположение немецких городов, основанных по берегам рек в непосредственной близости от Северного и Балтийского морей, способствовало их бурному экономическому развитию и торговле. Требовалось образованное духовенство, учителя, врачи, юристы и просто грамотные ремесленники. В ганзейских городах стали открываться школы, лицеи, университеты. Для написания проповедей, для обучения детей и юношества необходимы были книги. На протяжении XV-XVII веков в городах Ганзейского союза основывались и работали типографии.
"Псков, крупный торговый город, не являясь членом Ганзейского союза - союза свободных торговых городов Северной и Западной Европы, играл заметную роль в торговле между Западом и Востоком. В Псков приезжали купцы из разных немецких ганзейских центров, ведь это способствовало бурному развитию торговли и, соответственно, экономики этих центров", - отметила заместитель генерального директора Псковского музея-заповедника по научной работе Эльвира Королева.
Уникальная часть коллекции
Ценную часть собрания Псковского музея-заповедника составляют издания с сочинениями теологов, преподавателей, ректоров учебных заведений немецких ганзейских городов. В них находили отражения научные споры, а также это были курсы лекций, словари, справочники, образцы классической литературы, необходимые для обучения студентов. Учебные издания отличают небольшие размеры и скромное художественное оформление: отсутствуют гравированные титульные листы, фронтисписы, инициалы, концовки. Это удешевляло типографскую продукцию и делало ее доступной для студентов и преподавателей.
"К ним следует отнести "Музыкальный праздник или философский стол", отпечатанный в Данциге в 1564 году. Автор - юрист из Торуни Григорий Лагус. Автор описывает трапезу, которая должна сопровождаться беседой и музыкой. В эпоху Ренессанса, когда возрождались античные традиции в ритуале приема пищи, этот трактат отвечал запросам времени и был востребован", - пояснила Мельникова. Своеобразным словариком является "Театр разных вещей" профессора физики, политики и истории Михаэля Ватсона, изданный в Бремене. В него включены толкования о разных видах древнего и современного искусства.
Издания теологов имеют роскошное художественное оформление: гравированные титульные листы, фронтисписы с портретами авторов, инициалы, концовки. На выставке представлены творения Блаженного Августина "О граде Божьем", изданные в Гамбурге, теологические работы Феликса Бидембаха и Райнхарда Баке, отпечатанные в крупнейшем издательском центре Любеке, сочинение "Объяснение Лютера" Мартина Штатиуса, увидевшие свет в портовом городе Штеттине, "Проповеди Евангелистов" Мартина Моллера, изданные в процветающем ганзейском городе Люнебурге, "Комментарии к Евангелию от Иоанна" ректора Ростокского университета теолога Пауля Тарнова.
Как пояснили музейщики, переплеты ганзейских изданий обычно делали из коричневой кожи со скромным слепым тиснением в виде орнаментальных рамок или это были переплеты из пергамента с зелеными завязками и с синими или красными обрезами. На выставке экспонируются сборник с философскими сочинениями немецких преподавателей Мартина, Нотхольда, Копа и Гоклениуса в коричневом кожаном переплете и сочинение ректора Марбургского университета Фейерборна "Анти-Остород, или опровержение богословских правил" в пергаментном переплете. Представленные на выставке книги дают представление о массовой типографической продукции ганзейских северных городов XVI-XVII веков. Выставка будет работать в Поганкиных палатах до 15 декабря.