Развитие туристического бизнеса на Курилах требует особого подхода
На Курилах отмечается прирост числа туристов - за 2023 год примерно на восемь процентов. К 2035-му турпоток, по прогнозам специалистов, увеличится до 130 тысяч человек. Для сравнения: в прошлом году острова посетили 50 тысяч гостей. Готова ли территория к растущей популярности?
По данным минтуризма Сахалинской области, самый посещаемый остров - Итуруп. Это визитная карточка Курил. Востребованы Кунашир и Шикотан. Последний считается островом уникальных природных бухт, и он единственный из курильских, где нет медведей.
Сегодня на островах сосредоточено более 20 объектов гостиничного хозяйства, а наиболее перспективными направлениями для развития являются экологический и круизный туризм.
- Для привлечения инвесторов и ведения бизнеса созданы преференции. Это ТОР "Курилы" и режим "Курильские острова Российской Федерации" (КОРФ). Резидентами префрежимов стали уже 25 компаний с объемом инвестиций более пяти миллиардов рублей, создано свыше 400 рабочих мест. Потенциал мощный - это абсолютно точно, но условия жизни там суровые и отток населения сохраняется. С точки зрения экономики важно сформировать социальный быт - пока с этим проблемы, - отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.
Для демонстрации возможностей островов на Курилы приглашают бизнесменов, готовых вкладываться в туризм. Первая бизнес-миссия побывала в 2023-м на Итурупе, вторая - на Кунашире в этом году.
- Одна поездка дала семь компаний-инвесторов, по итогам второй видим интерес еще двух. Но это пока - такие путешествия надо обдумывать, и никто не станет соглашаться сразу, как бы ни впечатлила природа и красота здешних мест. Да, на Курилах максимально упростили все для бизнеса, на 20 лет предприниматели освобождаются от основных налогов, но это непростая территория. Есть трудности, которые надо преодолеть, - подчеркнул заместитель генерального директора по привлечению инвестиций Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Кирилл Каменев.
По мнению спикера, Курилы не готовы для семейного отдыха и вряд ли в ближайшее время будут. Они не подходят для тихой дремы на пляже.
Интерес к региону растет, но цены не для среднего потребителя - из-за удаленности территории происходит удорожание абсолютно всего
Несмотря на это интерес к региону растет, но цены не для среднего потребителя. Представители бизнес-сообщества объясняют: из-за удаленности территории происходит удорожание абсолютно всего.
- Курилы впечатлили, когда мы там были в составе бизнес-миссии. Но понятно, что летние туры продавать не проблема, а зимой что предложить туристу? Можно термальные источники на Кунашире, а что еще? Строить глэмпинг затратно. К примеру, в центральной части России на это уйдет 150 миллионов рублей, а на Курилах как минимум 300. Плюс надо обустроить территорию вокруг, проложить дорожно-тропиночную сеть, - отметила президент ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира.
Средняя окупаемость глэмпинга - пять лет. Проживание в нем на Курилах должно быть в два раза дороже, чем в среднем по стране, чтобы предприниматель смог отбить свои вложения.
Сегодня резидентами преференциального режима "КОРФ" реализованы три проекта. Сахалинский предприниматель Герман Васюхник поделился своим опытом - он запустил на Итурупе гостиничный комплекс. Пока это глэмпинг на 12 номеров в живописном месте, обнесенном электрической проволокой, отпугивающей любопытных медведей. В перспективе планируют построить еще шесть таких каркасных домиков и запустить 12 сафари-тентов.
- Курилы сейчас модны и интересны. Мы показываем красоту природы и рассказываем историю региона, но есть ряд проблем. Например, аэропорт, где чемоданы выдают на улице. Согласитесь, это не дело. Плюс - люди переживают из-за стоимости авиабилетов. Группы забронировали отель на следующий год, а субсидированных билетов еще нет в продаже. И нам важно, чтобы остались субсидии, иначе клиенты просто не поедут. Перспективы у островов хорошие, надо пробовать, но просчитывать логистику. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию - мы планировали за 65 миллионов построить, а вышло за 130. Поняли, что затраты окупить не сможем, потому решили достраивать домики и привезти больше людей, - рассказал Герман Васюхник.
Еще одна проблема - кадровая. Набирают сотрудников обычно на сезон и приезжих. Поработают месяца четыре и обратно - домой, в Центральную Россию. Но для работников сложно найти жилье - в высокий сезон на Курилах зарабатывают на сдаче квартир. И трудно удержать тех, кто приехал за романтикой, но не рассчитал свои силы.
- Северная красота привлекает людей. Надо научиться продавать тишину. Это поначалу пугает, когда приезжаешь на Курилы. Еще и связи нет, хотя в этом тоже есть своя прелесть. Глэмпинг - это не только про ночевку. Должна быть и качественная еда. Мы были в ресторане - здорово, как в Москве, и повар оказался из столицы. Один день хорошо, второй - то же самое, третий - уже надоедает. Почему не используются местные продукты? Люди едут так далеко, чтобы получить разные впечатления, в том числе и от пищи, - поделился президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
Другая ключевая задача - забота об окружающей среде. Поток туристов хорош для экономики региона, но может быть опасен для природы.
- Наша задача - экологично развивать острова, поддерживать осознанный туризм. Территория очень маленькая, но там собрано все самое ценное, что является визитными карточками других регионов и стран. Нужно работать не только над созданием доступности, но и над туристической инфраструктурой, качеством сервиса, - подчеркнула первый заместитель министра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова.