Татарстанский бизнес не торопится брать субсидии на развитие придорожного сервиса на М-12
"Пока у нас нет ни одной заявки от предпринимателей, которые хотели бы развивать придорожный сервис вдоль М-12 "Москва — Казань" за счет госсубсидий", — заявила "Реальному времени" руководитель дирекции по развитию природных территорий и экотуризма фонда "Институт развития городов РТ" Оксана Саргина в преддверии конкурсного отбора Минэкономразвития РФ. Татарстан готовится принять участие в конкурсе на получение трехлетней субсидии на туризм, где будет разыграно 27 млрд рублей. В приоритеты впервые включили придорожную инфраструктуру вдоль платных федеральных трасс, но желающих развивать эти объекты в республике пока не нашлось. "Сложно получить участок у ГК "Автодор", — объяснил вице-президент общероссийской Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Сергей Ли.
На три года вперед
Минэкономразвития России объявило о старте главного конкурсного отбора среди регионов на привлечение безвозмездных ресурсов для развития туристической инфраструктуры. Конкурс проводится в рамках национального проекта "Туризм и гостеприимство", в ходе которого субъекты страны впервые получат единую региональную субсидию на три года вперед — с 2025-го по 2027-й.
Новизна подхода в том, что федеральные власти решили собрать разрозненные туристические субсидии вместе, продлили срок реализации проектов до трех лет (вместо одного года, — прим. авт.) и разрешили тратить деньги по своему усмотрению, уточнили "Реальному времени" в пресс-службе федерального министерства.
Единственное условие — регионы обязаны достигнуть заявленных показателей по росту туристического потока к 2027 году, подчеркнули в пресс-службе ведомства. Развязав руки субъектам, им предоставят возможность комплексно подойти к развитию туризма в регионах, объяснял летом министр экономического развития Максим Решетников суть перехода на единую региональную субсидию.
— Цель конкурса — предоставление субсидий на реализацию мероприятий (результатов), обеспечивающих достижение показателя "Число туристских поездок", которые будут определены субъектами Российской Федерации самостоятельно, — пояснили в ведомстве.
На какую высоту замахивается Татарстан
На конкурсе разыграют 27 млрд рублей, то есть по 9 млрд на каждый год из трех, уточнили в пресс-службе МЭР. Субсидию получит регион, а затем местные власти распределят деньги среди бизнеса. Шансы получить максимум у тех субъектов страны, кто генерирует больший прирост туристов. К примеру, внутренний поток в стране за год вырос на 20% — до 78 млн человек, но организаторы состязания прогнозируют ежегодный прирост на 5—7% до 2027 года, то есть до 90 млн человек.
Какую планку собирается поставить перед собой Татарстан — порядка 5—7 млн туристов в год? Ведь по итогам 2023 года республика нарастила поток до 4 млн гостей.
— В настоящее время заявка находится на стадии формирования. Кроме величины прироста туристического потока, которую регион укажет в заявке, заявка будет оцениваться также по другим критериям, определенным Министерством экономического развития России, — сообщили "Реальному времени" в пресс-службе Госкомитета РТ по туризму.
Точную цифру планируемого турпотока в ведомстве не назвали. Если предположить, что регионы "пишут" прогнозы в сопоставимых темпах по 5—7% в год, то республике придется нарастить количество гостей до 5 млн человек. Добавим, что половина из 4 миллионов туристов в прошлом году пришлась на Зеленодольский район (остров-град Свияжск, Раифский монастырь и множество глэмпингов). Как сообщил "Реальному времени" глава района Михаил Афанасьев, муниципалитет рассчитывает получить от Казани средства на реализацию трех проектов по развитию туристической инфраструктуры.
Ни одной заявки по М-12 "Восток"
Единая субсидия нацелена на расширение общественной туристической инфраструктуры в регионах, отметили в пресс-службе Минэкономразвития. Но впервые в приоритеты включили развитие придорожного сервиса вдоль платных автомобильных дорог федерального значения М-4 "Дон", М-8 "Холмогоры", М-11 "Нева", М-12 "Восток". Но к началу старта заявочной кампании ни один татарстанский предприниматель не заинтересовался этим направлением.
По ее словам, вдоль трассы предприниматели строят многофункциональные зоны (МФЗ) возле заправок, но без участия в программах по развитию туристической инфраструктуры. "Езжу часто по М-12 и не скажу, что вокруг пустые поля. Бизнес вкладывается самостоятельно", — отметила она. По ее мнению, нужно строить МФЗ и вдоль М-7, которая примыкает со стороны Лаишевского и Зеленодольского районов. "Возле перемычек нужно строить не просто "зеленые стоянки", а загородные объекты", — рассуждает она, аргументируя большим автомобильным трафиком.
Что пугает инвесторов на дороге
"Неправда, что частный бизнес не проявляет интереса, — возразил вице-президент Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Сергей Ли. — Татарстан сильно развивается в этом плане. У вас есть сеть АЗС "Ирбис", которая выходит в соседние регионы. Но, видимо, не хочет пользоваться субсидиями", — предположил он.
По словам собеседника издания, придорожный сервис — важная тема, так как автотуризм на подъеме, дороги строятся быстро. По новым правилам заправка на дорогах должна быть через каждые 44—50 км, а не через 110 км, как раньше. "Если лампочка загорелась на машине, вы должны быть уверены, что до заправки доедете", — говорит он.
Главным препятствием на этом пути он считает сложности с присоединением земельного участка к скоростным магистралям. "Конечно, есть сложности по присоединению участков к дорогам, — рассказывает он. — Раньше трудно было договориться с "Росавтодором". Одно время они хотели открывать свои МФЗ, но, видимо, не хватило сил, поэтому отдали в частные руки. Сейчас дороги строятся быстро, и для "Росавтодора" придорожный сервис превратился в досадную обузу".
Схожая картина с правообладателями платных федеральных дорог. "На мой взгляд, самая лучшая с точки зрения сервиса — это трасса "Дон". Чем дальше от Москвы, тем меньше МФЗ. Но по Татарстану все более-менее нормально — есть хорошая кухня, набор услуг. Другое дело, что сами объекты выглядят внешне непрезентабельно. Кафе и гостиницы строились по моде прошлых лет и теперь выглядят как старомодные красавицы. Единых стандартов нет, поэтому строят, как хочется. "Шанхай" возле дорог", — отметил спикер.
За рубежом другой подход. "В Австрии, например, инфраструктура создается государством. Там, когда получаешь участок, есть готовые заезды, подготовленная парковка, готово подключение к инженерным сетям. А у нас — за свой счет. Даже когда подрядчики чистят дорогу, объезжают "чужой" участок", — смеется он.
С другой стороны, отпугивает дороговизна проектов. Строительство одной МФЗ обойдется как минимум в 400 млн рублей. "Тут 1,5 млн рублей, как на глэмпинг, точно не хватит. На этом рынке работают серьезные игроки, вряд ли они будут связываться с государственными субсидиями", — полагает он.
В Минэкономразвития определили четыре магистральных направления для получения единой региональной субсидии. Среди них господдержка общественных инициатив, поддержка и продвижение событийных мероприятий, развитие общественной территории муниципалитета. Наиболее востребованными называют обустройство пляжей, прокладку национальных туристических маршрутов с установкой навигации и создание туристско-информационных центров.
С чем собирается выйти на конкурс Татарстан, в Госкомитете РТ по туризму деталей пока не раскрывают. "Конкурсный отбор проводится среди регионов Российской Федерации, поэтому заявка подается одна — от региона. Цель конкурса: предоставление и распределение субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий, обеспечивающих достижение показателя "Число туристских поездок". После подведения итогов и распределения лимитов финансирования субъекты Российской Федерации самостоятельно будут определять направления конкурсных отборов и принимать заявки на участие от предпринимателей", — сообщили в ведомстве.