Чем грозит отелям и турфирмам введение сбора за интернет-рекламу

По министерским кабинетам гуляет предложение ввести в следующем году новый сбор за рекламу в интернете. Платить его, по информации Forbes, должны распространители рекламы и операторы рекламных систем, размер сбора, по разным оценкам, составит от 2 до 5% от рекламного дохода компании за квартал, поступления будут зачисляться в федеральный бюджет. В частности, пойдут на реализацию мероприятий нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», которые начнутся в 2025 году.

Чем грозит отелям и турфирмам введение сбора за интернет-рекламу
© TourDom

Точных подтверждений, введут ли сбор, пока нет, однако то, что инициатива будет реализована, вполне реально, считает юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.

«Введена же обязательная регистрация и маркировка креативов, при этом ОРД (операторы рекламных данных. – Ред.) берут оплату за данный функционал. А сами ОРД – это ограниченный перечень компаний, фактически связанных с другими крупными организациями», – говорит юрист.

Нововведения коснутся туристического и гостиничного рынков – в той степени, в которой их затронули положения об обязательной маркировке интернет-рекламы. Например, вырастут издержки у отелей, размещающих предложения, и эти дополнительные траты придется переложить на постояльцев. Впрочем, рост будет несущественным – расходы на маркетинг у гостиниц составляют в среднем 1–2% от цены номера.

Отразится введение сбора и на туристических компаниях. При этом вопрос, являются ли отношения турагентов и туроператоров по продвижению туристских продуктов рекламными, до сих пор спорный: ни ФАС, ни Роскомнадзор не дали на него ответа.

«Поэтому пока я бы исходила из того, что все, что турагент продает у себя на сайте или в социальных сетях, является его “ассортиментом”, подавая который без признаков рекламы, турагент осуществляет информирование потенциальных клиентов о возможных для бронирования услугах», – отмечает Мария Чапиковская.

По мнению турагента Оксаны Антохиной, законопроект, который введет рекламные сборы, внесет еще большую сумятицу в сферу туризма – в части маркировки:

«Одни будут продолжать утверждать, что турагенты обязаны маркировать и платить налог, другие – наоборот. Важно то, что за публикацию даже мнимой “рекламы” турагент обязан будет доказать, что оплату за нее не получал».

Кроме того, встанет вопрос, как и сколько платить. Если для тех, кто распространяет рекламу возмездно, получая за нее прибыль, расчет новых сборов понятен, то в случае с турагентами, рассказывающими о своих услугах у себя на страницах, ситуация иная.

«Как итог, маркировать рекламу турагенты перестанут, но опасения привлечения к ответственности останутся. Например, при размещении обзора какого-то определенного отеля как доказать, что это для ознакомления с ассортиментом, а не оплаченное этим отелем действо? Хорошее поле для сбора штрафов», – отмечает Оксана Антохина.

Напомним, с 2022 года в России работает Закон о маркировке рекламы в интернете. У нее должна быть соответствующая пометка и присвоен токен – уникальный идентификатор такого объявления. С 1 сентября введены штрафы за нарушение этого закона – от 2 до 2,5 тыс. руб. для физлиц, от 4 до 20 тыс. руб. для ИП и руководителей компаний, от 100 до 500 тыс. руб. – для юрлиц.