Свердловская машинистка Оксана Соколова о работе, трудностях и романтике путешествий

Что приходит на ум, когда произносят РЖД? Вокзал, нескончаемое полотно рельсов и шпал, окошко поезда, через которое очень быстро меняются картинки густых лесов, бескрайних полей, заброшенных деревень, промышленных мегаполисов. И в это время проводница со стаканом чая в фирменном подстаканнике: «Не желаете ли приобрести чай или лотерейный билетик?». Но в этот раз РЖД решили показать себя с другой стороны – со стороны своей внутренней структуры. Для этого представители СвЖД организовали круглый стол в «Доме журналиста», на который пригласили студентов журфака УрФУ и представителей местных СМИ.

Внимание всех собравшихся привлекла скромная женщина в фирменной форме РЖД. Видимо, позвали какую-то особую проводницу, подумала я. И была не права. Оказалось, что это Оксана Соколова – первая в Свердловской области женщина-машинист поездов дальнего следования.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Кроткий взгляд, робкая улыбка, волнение. С первого взгляда и не скажешь, что эта застенчивая молодая женщина водит большие пассажирские поезда. Оксана Соколова уже не новичок в своём деле, для неё водить электропоезд – это простые рабочие будни. Но к своей работе она относится с особым трепетом и уважением. На самый частый вопрос, а что же вас привлекло в этой«неженской» профессии отвечает:

«Случайно увидела объявление о наборе женщин на вакансию машиниста и отозвалась. Прошла обучение и начала работать. Сначала всё было в новинку, очень волновалась. В дороге привлекала романтика: встречала рассветы, провожала закаты. А теперь хожу, как на обычную работу».

Мы решили побольше узнать об этой интересной женщине, об особенностях её работы и о том, какого это – быть женщиной-машинистом.

– Как проходит ваша трудовая смена? Многие думают, что машинист просто сидит в кабине, а поезд сам едет… Так ли это?

«Нет, это не так. Всегда нужно следить за панелью приборов, выходить на связь с дежурными, внимательно смотреть за дорогой, проверять скоростной режим на каждом участке пути. Если указано 60 км/ч, то строго 60 км/ч и не больше. Всё это залог безопасности движения, а это одно из главных правил компании».

Оксана, какие навыки и качества, по-вашему, необходимы машинисту?

«Это и целеустремленность, и внимательность, и желание, мне кажется, должно быть. Это и усидчивость, ведь иногда ты должен читать литературу, ты должен восполнять пробелы того, что забываешь».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

– Какой ваш любимый маршрут?

«Я как помощница машиниста ездила по разным маршрутам, но мне всегда нравился маршрут Екатеринбург–Тюмень, не знаю почему. Может, потому что в практике это был мой первый маршрут. Может, потому что в Тюменской области у меня родственники. Может, потому что я хорошо знаю это направление, но как-то оно ближе, по сердцу».

– А у вас бывают длительные промежутки, когда Вас не бывает дома?

«Самое долгое – это сутки, но дети уже к этому привыкшие, потому что я всю жизнь работаю. Сами понимаете, кормить же их надо».

– Можно ли смотреть фильмы и слушать музыку в дороге?

«Нельзя по технике безопасности, но там и не получится, потому что ты постоянно то на приборы смотришь, то состав осматриваешь, то ждешь, когда у тебя помощник с машинного отделения придёт. Я даже не могу представить, как это ехать и фильмы смотреть».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

– Можно ли гудеть, когда проезжаешь встречный поезд, чтобы поприветствовать другого машиниста?

«Нет, у нас, когда приближаешься к встречному поезду нужно подать сигнал по регламенту, чтобы предупредить о своем приближении. Это техника безопасности. Просто так гудеть нельзя».

– Есть ли у вас какие-то ритуалы или суеверия, которые вы выполняете перед началом поездки, чтобы всё прошло хорошо?

«Чтобы спокойно всё прошло, нужно выполнить весь регламент готовности к поездке. Всё проверить: все бумажки на месте, все приборы включены, всё работает, скорости все «забили». Всё, сигнал открыли, и можешь спокойно отправляться, потому что у тебя всё сделано. По составу у тебя всё сделано, тормоза у тебя опробованы, пассажиры все сели, поездная бригада на месте. Она даёт тебе сигнал о том, что они тоже готовы. И перед тем, как тронуться, я всегда говорю: «Ну, всё, с Богом, поехали!» и спокойно отправляюсь в путь».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

– Были ли какие-то смешные или курьезные ситуации на работе?

«Смешные я сейчас и не вспомню. Могу сказать, что мне поднимает настроение на работе. Вот, знаете, когда один человек может принести плохое настроение, а другой – хорошее. По рации разговариваешь с начальником поезда, а он в ответ: «Ой, как приятно слышать, что женщина», и тебе приятно слышать, потому что тебе сделали комплимент. Вы не поверите, но всегда, когда с кем-то общаешься по рабочим моментам, будь то начальник поезда, или поездной электромеханик, всегда улыбаются и говорят: «Здравствуйте, ой, мы снова с вами опять вместе», а я ему «Ну, конечно, мы с Вами опять вместе». То есть такие вот маленькие моменты настроение поднимают, и работа так идёт интереснее. И даже по рации: «О, машинист Соколова, здравствуйте, здравствуйте», – смеется Оксана – то есть, чувствуется, когда человек к тебе с душой, с улыбкой относится».

– А по рации ещё никто не сватался?

«Нет, с этим всё строго, разговоры прослушиваются. В нерабочее время, пожалуйста, делай, что хочешь. А в рабочее время все переговоры по рации по регламенту должны быть».

– Вам положены бесплатные билеты на отпуск один раз в год. Куда вы уже съездили?

«Я пока ещё никуда не ездила, не было такой возможности. Зато я бесплатно в электричке езжу, –смеётся Оксана – Сейчас дождусь сына из армии и обязательно съездим. В первую очередь хотелось бы отправиться на море, в Кучугуры. Один раз планировали, но не получилось, поэтому отложили».

– Какие страны кроме России вы бы хотели посетить?

«Даже не знаю. Россию бы объездить! Я как-то, если честно, не особо-то и горю желанием ехать в другие страны. Вот у нас в России я бы во многих местах хотела побывать. Очень хочу съездить на Дальний Восток, на Азовское море, на Черное море, обязательно на Байкал. В прошлом году мы ездили на озеро Тургояк, его ещё называют младшим братом озера Байкал, там было очень красиво, поэтому я представляю, какая красота на Байкале, наверное, ещё красивее».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Помимо Оксаны в Свердловском депо машинистами уже работают ещё несколько женщин. Мужчин, безусловно, больше, но количество дам в этой профессии постепенно растёт. Начинают с обучения, потом становятся помощниками машиниста, осваивают практику, а дальше уже сами водят электропоезда. Для кого-то это неприемлемо, для кого-то прогрессивно, для самих же женщин, освоивших эту, на первый взгляд, «неженскую» профессию, это обычные рабочие будни. Возможно, скоро не останется «чисто» мужских профессий, хотя сложно представить женщину, добывающую уголь в шахте или работающую на вырубке в лесу, но, как говорится, «поживём–увидим».

Ранее ИА «Уральский меридиан» писало, что свердловские молодые журналисты напишут о машинистах и смогут снять эксклюзивное видео. Ребятам коротко рассказали об успехах компании, а также познакомили их с двумя машинистами.