Капля в море: туристический налог увеличит бюджет городов лишь на одну десятую процента
Россию охватила «эпидемия» туристического налога. О желании получить новый источник дохода за счет отелей заявили уже более 55 регионов. Еще 12 решили повременить. Оставшиеся либо не определились, либо публично не высказывали свои позиции. Среди тех, кто оперативно ввел новую возможность пополнения местного бюджета, много не то что совершенно нетуристических территорий, но и даже таких, куда без особого разрешения просто не попасть.
К примеру, в закрытом административно-территориальном образовании Александровск Мурманской области власти заявили, что туристы – это все, кто временно находится на территории, поэтому гостиницы будут платить за командированных. В Новосибирске собираются переоформить как гостиницы часть студенческих общежитий.
А всё ради чего? Ради небольшой прибавки к бюджету. Например, в Екатеринбурге надеются получить 84 млн руб. турналога (0,1% от плановых доходов города в 2025 году). На эти деньги разве что можно привести в порядок пару скверов.
В Петербурге налог должен принести около 1 млрд руб. – сумма на первый взгляд внушительная. Но если сравнить с бюджетом Северной столицы, превышающим 1,3 трлн руб., – капля в море. Деньги нецелевые, а вот в бюджете дефицит в размере 163 млрд руб. Будут ли тратить новые поступления на пляжи и фонтаны? Например, только на зарплату дворникам городу понадобится около 4 млрд руб. – тоже, между прочим, важная для туристов тема.
Кстати, в 2023 году отдыхающие принесли в бюджет Петербурга 482,7 млрд руб. – это 42% от всех доходов города. Туристический налог составит лишь 0,2% от этой суммы. А проблем может создать много.
Отельеры недовольны: туристический налог превращается в наказание за честность, ведь платить его будут официальные классифицированные объекты. Таких в России около 20 тыс. – по оценкам экспертов, только в онлайн-сервисах рекламируется в 2–2,5 раза больше. В отдельных регионах эта разница может быть еще ощутимее: в том же Екатеринбурге, по признанию мэрии, насчитывается более 2 тыс. мест размещения, а в реестр внесены лишь 132.
Кроме того, схема начисления налога ставит отели в неравные условия: гостиницы с номерами стоимостью менее 10 тыс. руб. в сутки будут отчислять больший процент от выручки, так как меньше 100 руб. в сутки платить нельзя, даже если с туриста взяли 3 тыс. руб. за проживание в экономе.
Отельеры в любом случае включат эти расходы в стоимость размещения, при этом цена за номер повысится не на 100 условных рублей, а больше, так как необходимы еще и деньги и сотрудники на администрирование этого процесса, оплату эквайринга. На бумаге отельеры будут отдавать в качестве налога 1% выручки, но на практике все гораздо сложнее.
Кроме того, есть опасения, что новая гостиничная реальность устроит далеко не всех клиентов. И если цена на дешевые номера вырастет значительно для покрытия издержек отельеров, то часть туристов просто уйдут «на квартиры» (в том же Петербурге под действие налога не подпадает уже около 40% мест размещения). В официальном секторе снизится рентабельность, а значит, и инвестиционная привлекательность в этом секторе, и потенциал увеличения налогооблагаемой базы. В итоге в борьбе за увеличение доходов бюджета на десятые доли процента можно потерять больше, чем получить.
Ранее TourDom.ru писал, что Госдума собирается доработать закон о турналоге по просьбе туротрасли.