«Модный туризм»: зачем едут по регионам креативные россияне

Российские производители, культивирующие традиционные и новые ремесла и промыслы, получат поддержку от государства. Принятый закон о креативных индустриях предусматривает для них гранты, помощь в продвижении, защиту от подделок и копирования, дополнительное обучение для сотрудников. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказала член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ольга Щетинина. Креатив, по ее словам, уже породил новый тренд среди путешественников, который назвали «модным туризмом».

Что такое «модный туризм» и кому он интересен
© РИА Новости

- Ольга Владимировна, как принятый закон поможет развитию в России креативной экономики?

- Тема поддержки и развития креативной, или по-другому творческой, деятельности возникала не вчера этот вопрос поднимался все последние годы. Закон, который вступит в силу в феврале 2025 года, не только дал определение многим понятиям, но и закрепил меры поддержки креативных индустрий, то есть всего, что связано с человеком, с его творчеством. Определены четыре магистральных направления отрасли. Первое сохранение историко-культурного наследия, в него входит все, что относится к музеям, библиотекам, проектам сохранения исторической памяти. Второе создание произведений литературы и искусства, в том числе кино, анимация и так далее. Третье прикладное творчество, в том числе все то, что относится к традиционным и новым промыслам и ремеслам. В прошлом году был принят новый закон о художественных промыслах, который дает возможность дополнительного развития этого направления. И наконец, четвертое это IT-технологии, в том числе создание программных продуктов, что, как мы понимаем, имеет большой экспортный потенциал. Пока доля креативной экономики в структуре ВВП немногим больше двух процентов, на государственном уровне стоит задача увеличить ее до шести процентов к 2030 году. Дополнительная поддержка придаст импульс этому процессу.

- О каких мерах идет речь?

- Есть несколько направлений, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях. Финансовые меры поддержка создания новых уникальных продуктов, в первую очередь гранты, которые будут распределяться на конкурсной основе. Имущественная поддержка может предполагать создание магазинов отечественных брендов в регионах, а также центров коллективного пользования или технопарков, оснащенных современным оборудованием, которое смогут использовать производители для создания продуктов наивысшего качества. Третье направление образовательная поддержка, потому что уникальную продукцию могут создавать только высококвалифицированные специалисты. Регионы смогут финансировать обучающие и развивающие программы, повышение квалификации представителей креативных индустрий. Очень важно способствовать продвижению такой продукции: участие в выставках, субсидии на рекламу такие меры поддержки также предусмотрены.

- Созданная с помощью искусственного интеллекта продукция будет считаться креативной?

- Это вопрос, над которым мы сейчас работаем. С одной стороны, мы говорим о главенствующей роли человека и его идей в продукции креативных индустрий. С другой  понимаем, что ИИ хоть и по заданию человека и на ранее известных примерах, но создает интересные произведения, которые нравятся людям. В 2023 году Минкультуры определило виды экономической деятельности ОКВЭД, которые относятся к креативным индустриям. После принятия закона возникла дискуссия об этих ОКВЭД, в том числе относительно продукции ИИ, которой сейчас нет в списке. Минэкономразвития прорабатывает критерии отнесения тех или иных производств к числу креативных. То есть появится соответствующий реестр, в том числе для подсчета показателей развития креативной экономики. Мы пока не знаем, войдет ли туда продукция ИИ.

- Развитие российских брендов породило понятие «модный туризм». Что оно сегодня означает?

- Есть несколько определений. Когда что-то становится модным, и человек следует за этой модой. Например, сейчас модно быть здоровым и заниматься спортом. Многие люди участвуют в марафонах, которые проходят по всей России, и тем самым они путешествуют. Если говорить о моде в ее традиционном понимании, то это, конечно, часть креативной экономики, а модный туризм в данном случае посещение показов и модных недель, которые опять же проводятся во многих регионах. Событийный туризм тоже часть модного, ведь немало тех, кто путешествует по фестивалям и событиям. Отдельное направление музеи моды. В Нижегородской области, которую я представляю в палате регионов, открыт музей Надежды Ламановой, первого российского модельера, которая призывала к отказу от корсетов. И, наконец, точно является модным туризмом посещение мест бытования традиционных промыслов, приобретение этой уникальной продукции. Бренд «хохлома» известен всей России, его знают в мире, и сегодня это не просто расписная посуда, как некоторые до сих пор думают, но очень яркие креативные вещи, которые нравятся всем от мала до велика. И это лишь один из множества примеров.

- Сегодня, кажется, любой промысел можно найти на маркетплейсе, только как понять, что это — тот самый, уникальный?

- Это очень важный вопрос, поэтому в комиссии по развитию и поддержке художественных промыслов в Совете Федерации мы прорабатываем вопросы их защиты. Для таких изделий актуальны вопросы маркировки, чтобы покупатель точно знал, откуда пришла продукция, кто и по какой технологии ее произвел. Мы сейчас это активно обсуждаем, отрасль нас поддерживает в том, чтобы такая маркировка, в частности на маркетплейсах, появилась. Подделок действительно много, поэтому защита наших уникальных производителей так важна.

- Какие еще меры поддержки прорабатываете?

- Нужно продолжать работать над законодательством об интеллектуальной собственности, авторском праве, в том числе имея в виду, что мы сказали об искусственном интеллекте. Мы, конечно, должны создавать возможности для инвестиций в эту отрасль, потому что при нынешних ставках по кредитам самостоятельно развиваться мелким производителям крайне затруднительно. В вопросах реализации продукции нужно следовать не только за творчеством, но и за технологиями, рынком, потому что креативная экономика должна быть современной. Сплав поддержки, таланта наших производителей, правильного продвижения обязательно принесет результат.