Капитанам судов и руководителям портов просят дать больше полномочий
Экологическое бедствие в Черном море поставило под угрозу летний туристический сезон в Анапе из-за крушения танкеров в Керченском проливе. Из-за разлива мазута оказались загрязнены десятки километров пляжей. Чтобы в будущем минимизировать ущерб от таких ситуаций или вовсе их не допустить, предлагают наделить капитанов судов и руководителей портов правом самостоятельно оценивать состояние судов, которые выходят в открытое море. Что еще хотят поменять в законах, «Парламентской газете» рассказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко.
- С 1 января 2025 года в России берут туристический налог. Кого он касается и в какие он суммы выльется?
- Турналог ввели в более чем 60 регионах. В большинстве из них установили ставку налога в 1 процент, но не меньше 100 рублей. В моем Краснодарском крае, например, 28 муниципалитетов ввели этот налог. Однако не все из них популярны у туристов — по прогнозам, только половина из этих муниципалитетов могут рассчитывать на доход около 5 миллионов рублей. Этого явно недостаточно, чтобы благоустраивать территории, создавать инфраструктуру.
Поэтому мы держим ситуацию на контроле вместе с Минфином — в будущем мы хотим предоставить муниципалитетам возможность создавать фонды по типу дорожного, куда поступает специальный налог в рамках целевого сбора, и его будут тратить только на цели туризма.
Кроме того, бизнес предлагает убрать эту ограниченную ста рублями ставку и перейти к более понятной системе. Сейчас при ставке турналога в 1 процент те, кто сдают номера по 10 тысяч рублей в сутки, платят 100 рублей налога. А те, кто сдают номера по 2 тысячи рублей, платят те же 100 рублей с гораздо более дешевого номера.
- Какие регионы не планируют вводить туристический налог и почему?
- Москва, Крым, Севастополь и Ярославская область пока решили не связываться с туристическим налогом, чтобы посмотреть, как он будет работать в других регионах. Возможно, те, кто не ввел этот налог, будут иметь какие-то преимущества перед муниципалитетами, в которых его платят. На мой взгляд, все будет упираться в рост стоимости проживания, поскольку гостиницы так или иначе будут перекладывать на потребителей свои проблемы с уплатой турналога.
- Что сегодня выбирают российские туристы — отдых за рубежом или на Родине?
- Цифры говорят, что россияне предпочитают отдыхать на Родине, поскольку на отдых за границей влияет целый ряд факторов — цены, безопасность, проблемы с оплатой каких-то услуг. Мы должны вместе с туроператорами предложить новые направления пляжного туризма по доступным ценам за рубежом. Это могут быть и дружественные страны, например Азербайджан, Куба, Вьетнам, ОАЭ.
Основным вызовом для работы Правительства в этом году будет рост цен с учетом выросшей кредитной ставки. Нужно думать, как снизить стоимость внутреннего и выездного отдыха. К тому же у нас не очень хорошая ситуация в Анапе и других местах Черноморского побережья, которые затронуло экологическое бедствие с разливом мазута. Фактически у нас выпадает самое массовое и главное направление летнего отдыха.
В качестве альтернативы у нас есть Каспийское море, курорты Дагестана. Люди совершенно неожиданно открыли этот регион еще несколько лет назад, но выяснилось, что Дагестан не в состоянии переварить такой же поток туристов, как на Черном море. Нужно думать, как мы можем управлять туристическими потоками, рассказывать людям о новых местах размещения, о новых направлениях. У нас также популярны Крым, Москва, Санкт-Петербург, Алтай, Байкал.
- Готовятся ли законодательные инициативы после ситуации с разливом мазута?
- Многие говорят, что нужно заводить уголовные дела и разбираться, кто виноват. Но наша задача — пересмотреть законодательство и всю систему, которая привела к возможности возникновения такой ситуации. Нужно подумать, как в будущем минимизировать ущерб от таких ситуаций или вовсе их не допустить.
Есть предложения, как можно усовершенствовать законодательство — например, расширить полномочия капитанов судов и руководителей портов, чтобы дать им больше самостоятельности и полномочий в оценке состояния судов, которые выходят в открытое море. Кроме того, есть идеи более активно проработать страховые механизмы.
Сейчас гостиницы и детские лагеря теряют деньги. Дети едут на море, и Анапа — ключевая точка страны в этом плане. Думаю, за счет страхового возмещения можно было бы решать какие-то вопросы, примерно как в период пандемии коронавируса. Например, оказывать помощь бизнесу в виде компенсации упущенной выгоды. В целом это был бы более действенный механизм, чтобы воздействовать на виновных в таких ситуациях.
- В каком виде может вернуться туристический кешбэк?
- Мы думаем о возможности возвращения такого кешбэка, у нас это относится к теме социального туризма. На мой взгляд, мы должны в первую очередь поддерживать детский отдых и различные категории граждан, например участников СВО и их семьи. Нужно оказать поддержку с учетом общего роста цен на отдых. Но думаю, что Правительство пока не готово пойти на такие прямые субсидирования, поэтому нужно работать в целом над снижением стоимости путешествий.