Кузбасс включился в программу "Дом за рубль"
В Кузбассе появилась надежда сохранить для потомков объекты культурного наследия, которые находятся в муниципальной собственности. Регион включился в программу "Дом за рубль". Инвесторы, заплатив символическую цену на торгах, должны будут восстановить разрушающиеся дома за свой счет в сроки от полутора до пяти лет.
В городе Мариинске нуждаются в реставрации бывший Дворец культуры спирткомбината, построенный в 1947 году, а также двухэтажный каменный дом и памятник деревянного зодчества начала XX века, где располагается городской музей. В Прокопьевске требует ремонта здание кинотеатра имени Н. Островского, построенное в 1932-м. А в Новокузнецке ждет инвесторов знаменитый дом купца Фонарева, который, как и другие купеческие дома, был возведен во второй половине XIX века по утвержденному императором Николаем I проекту регулярной застройки Кузнецка.
Алексей Фонарев купил дом на улице Водопадной после пожара, случившегося в 1880-х, и заново отстроил дотла сгоревший второй этаж. У купца было три магазина по продаже продуктов, мануфактуры, посуды, изделий из золота и серебра. А в 1905 году в его усадьбе стали печатать революционные листовки. По ночам их расклеивали на улицах дочери Фонарева, вступившие в подпольный кружок. Жандармам и в голову не приходило, что мини-типографию надо искать в купеческом доме.
Целый ряд объектов культурного наследия, претендующих на восстановление по программе "Дом за рубль", находится в Кемерове. Здесь, на Красной Горке в середине 1920-х годов выросли кварталы для рабочих и специалистов Автономной индустриальной колонии "Кузбасс". Здания спроектировал голландский архитектор коммунист Иоханнес Ван Лохем, прибывший в Сибирь по приглашению основателя колонии Себальда Рутгерса.
Одна из самых интересных построек - бывшая школа Кемеровского рудника. На сайте музея-заповедника "Красная горка" о ней сказано так: "Поскольку место, отведенное под школу, было самой высокой точкой района, Ван Лохем вписал в центр здания водонапорную башню с баком для обслуживания водопроводной сети поселка. А для того, чтобы закончить строительство школы в зимнее время и при этом обеспечить надежную защиту водяного бака от сибирских морозов, он использовал для верхней части здания бревна - материал, обладающий высокими теплоизоляционными свойствами". И внутри сруба был сделан железобетонный каркас, который поддерживал плиту с баком для воды. Уникальное по тем временам конструктивное решение.
Еще одно ноу-хау от Ван Лохема - печи малой теплоемкости, установленные в так называемых домах-колбасах - своеобразных таунхаусах для рабочих АИК. В Кузбассе в 1920-е трудовой люд жил в землянках, и шокированный этим обстоятельством голландец, построивший у себя на родине целых три "колбасных" квартала, быстро взялся за дело. Архитектора подстегивало еще и отсутствие в Сибири частной собственности на землю, дававшее большую, чем в Европе, свободу действий. В 1926-1927-м кирпичные блокированные дома с лужайками у порога были готовы. Кладка стен - с заполнением изолирующими материалами - оказалась тоже необычной для Сибири. Но потом именно таким способом и строили дома в кузбасских городах.
Эргономичные, без архитектурных излишеств дома-колбасы на улице Абызова были рассчитаны на полвека, но дожили до наших дней, правда, в весьма плачевном состоянии. Эксперты считают, что, прежде чем восстанавливать эти дома, сначала нужно определиться с их будущим назначением. Среди вариантов, обозначенных комитетом по охране объектов культурного наследия Кузбасса, - использование под музей, культурный центр, многофункциональный центр культуры и туризма.
Официальные представители Нидерландов, включая послов, неоднократно посещавшие Кемерово в 2010-х, предлагали помощь в восстановлении зданий на условиях софинансирования. В Голландии, где наследие Ван Лохема, в отличие от России, не сохранилось, даже создали специальный фонд для сбора средств. Но что-то не срослось. Может, приоритеты в плане развития туризма были другими. Это сейчас уделяется внимание разным направлениям, включая музейный, образовательный и промышленный туризм. Но в любом случае музейщики и историки утверждают: Кемеровский рудник на Красной Горке - это порог Кузбасса. И, пожалуй, нет в областном центре более знакового места, чем это.
В конце прошлого года областной комитет по охране объектов культурного наследия утвердил акты о признании пустующих муниципальных зданий - школы Кемеровского рудника и домов-колбас - находящимися в неудовлетворительном состоянии. Благодаря чему они и попали в программу "Дом за рубль". На их восстановление, по некоторым данным, требуется свыше 450 миллионов рублей. А всего в регионе насчитывается тринадцать подобных объектов. Если инвесторы (а хочется верить, что они найдутся) не успеют уложиться в отведенные сроки реставрации, им придется оплачивать аренду зданий и земли без скидок.
Постройки Ван Лохема планируют включить в отдельный инвест-лот при реализации мастер-плана федеральной туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макротерритории "Большой Алтай". В ее границы, помимо Кузбасса, входят Республика Алтай и Алтайский край. Дорожная карта мастер-плана содержит мероприятия по развитию туристской инфраструктуры до 2030 года с потенциальными источниками финансирования.
Кстати
С января 2025 года потенциальных инвесторов в регионах освобождают от налога на имущество в отношении исторической недвижимости - на сумму капвложений в сохранение объектов культурного наследия. Кроме того, желающим построить гостиницу или придорожный отель, а также восстановить и переоборудовать под туристические цели объект культурного наследия выдадут льготные кредиты в банке ДОМ.PФ. Заявки рассматриваются до 3 марта 2025 года. Уже идет работа над тридцатью проектами в двадцати регионах России на общую сумму более ста миллиардов рублей.