И.о. ректора КамГУ Ребковец: Камчатке нужны люди с характером первооткрывателя

В Петропавловске-Камчатском полночь, в Москве - три часа дня, а в Telegram-канале и.о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга Ольги Ребковец - новый пост. Под яркой фотографией сочных свежих огурцов - подпись: "Маленькие человеческие радости и огромный шаг для северного региона". Это правда: огурцы не простые. Это настоящий научный прорыв!

И.о. ректора КамГУ Ребковец: Камчатке нужны люди с характером первооткрывателя
© Российская Газета

- Без шуток: для меня самым главным событием последнего месяца стал запуск в регионе тепличного комплекса, где теперь, несмотря на наши суровые погодные условия, будут выращивать свои камчатские огурцы, - с энтузиазмом говорит Ольга Александровна. - А раньше я их из Москвы чемоданами возила. Казалось бы - ну огурцы, что такого. Для средней полосы России запустить новое "огуречное" хозяйство не событие. Для Камчатки же это очень важная история. У меня с этими огурцами связано четкое ощущение, что я живу в важную историческую для полуострова эпоху развития науки и технологий. Горда еще и тем, что в фитосанитарном контроле этих теплиц работают наши выпускники-биоэкологи. А одна из наших бывших студенток даже собирается в аспирантуру КамГУ, чтобы изучать питание вот этих камчатских огурцов. Чувствуете, как все закручивается? Образование, научная деятельность, конкретные продукты… Это здорово.

Камчатка, прием!

Ольга Александровна, скоро вступительная кампания. Что для вашего вуза и для абитуриентов самое главное в новых правилах приема, которые вступили в силу?

Ольга Ребковец: То, что для нас важно как для вуза из удаленного региона, - это продолжение активного приема через госуслуги, что, несомненно, расширяет границы возможностей и для абитуриентов, и для нас как университета, в который очно доехать достаточно сложно. Из неожиданного и не очень пока понятного - ограничение платного набора, когда число контрактных мест фиксируется один раз и на всю приемную кампанию заранее. Возможно, это имеет смысл для ведущих крупных федеральных университетов, где ажиотаж не только на бюджет, но и на платные места. Но мы, например, боремся не за абитуриента в рамках конкретно нашего университета, а за выбор молодого человека оставаться на Камчатке, а не уезжать на материк. И пока мы остроты этой проблемы с платниками не ощущаем.

Чего ждете от приемной кампании этого года?

Ольга Ребковец: Прием - всегда огромная и ответственная задача для университета. И всегда - большая зона неизвестности. Но главное - мы надеемся, что больше абитуриентов из разных регионов приедут на Камчатку учиться. В этом году запускаем свое общежитие, которого у нас до сих пор не было - ребят селили в общежитии педагогического колледжа. Кстати, в прошлом году к нам поступать приезжали ребята из Ростовской области, из Донецкой народной республики, из регионов Дальнего Востока, из Сибири.

С другой стороны, ожидаем, что больше ребят с Камчатки будут делать выбор в пользу местных вузов. Не только в пользу КамГУ им. Беринга, а в целом - в пользу региона и дальше в пользу карьеры здесь, дома. Мы настолько в этом заинтересованы, что даже День открытых дверей проводим в виде профориентационного форума, где рассказываем о том, какую жизненную и карьерную траекторию каждый школьник Камчатки может себе построить, где он может быть востребован через пять и более лет благодаря тем изменениям, которые сейчас происходят на полуострове.

В Центре событий

Почти год назад вы анонсировали создание к 2030 году кампуса первооткрывателей - современного студгородка. На что делаете акцент?

Ольга Ребковец: Международное значение кампуса первооткрывателей в развитии тех научных направлений, которыми интересно, логично и правильно заниматься именно на Камчатке. Будет четыре учебных кластера по нашим основным тематикам исследований и образования.

Первый кластер будет посвящен наукам о Земле: вулканология, сейсмология, биоразнообразие, океанология, геотермальная энергетика.

Второй кластер - информационные технологии. Это в первую очередь подготовка кадров и для ИТ-решений в науке. Такие специалисты для Камчатского края дефицитны. Третий кластер - педагогика и социально-гуманитарные науки. Это основа развития и благополучия любого региона. У нашего вуза здесь хорошие традиции. И четвертый кластер - туризм. Это крупная ставка для развития региона, крупные инвестпроекты, которым нужны надежные умы и руки, чтобы обеспечивать стабильный рост турпотока.

Так что содержательно мы уже точно понимаем, в чем суть и смыслы кампуса, прорисовываем наполнение этажей разными аудиториями, лабораториями, интересными пространствами.

Сегодня часто говорят о важности среды и дизайна в школах и детских садах - все, что вокруг, влияет на мотивацию и способность к учебе. А как со студентами? Как продумываете архитектурные решения нового кампуса?

Ольга Ребковец: В первую очередь думаем, конечно, о безопасности, понимая, что Камчатка - край сейсмоопасный. Кроме того, наш регион - это суровые погодные условия. Поэтому будем строить корпуса так, чтобы ребята могли между ними перемещаться, не выходя на улицу. Чтобы ноги были сухие, чтобы их не сдуло и чтобы лишний раз мы не разносили снег и грязь между корпусами.

Мы понимаем, что наш кампус - ключевой объект мастер-плана Камчатского края и он не может быть просто рядовым архитектурным объектом. Поэтому и здесь идет активная работа, причем вместе с нашими коллегами из Ярославского государственного технического университета. Над архитектурным концепциями работают студенческие команды, предлагают нам варианты.

Почему вдруг в Ярославле взялись за проекты кампуса для Камчатки?

Ольга Ребковец: Дело в том, что директор института архитектуры и дизайна ЯГТУ Михаил Кудряшов ранее был главным архитектором Камчатского края. Он все знает про нас, про наши условия. И студентов направляет в нужное русло. Ребята предлагают классные концепции. Расскажу, что зацепило меня. У нас в проекте кампуса есть один из основных объектов, который можно было бы назвать культурно-досуговым центром. Но это скучно. Мы назвали его Центром событий. Я уверена: каждый, кто попадет в кампус на Камчатке, действительно попадет в центр событий.

И в одной из концепций этот центр выглядит как камень в бухте Ольга, который называется "куриный глаз". Он весь в мелких дырочках от моллюсков. Это классно перекликается с Камчаткой, с ее природой. В другой концепции Центр Событий предстает в виде трех домашних вулканов. Студенты КамГУ, конечно, тоже участвуют в таких проектах, рассказывают о своих запросах. Все собираем и учитываем. Для нас самое главное, чтобы кампус стал точкой притяжения для молодежи - не только нашей, камчатской, но и из других регионов.

А они поедут? Регион далекий…

Ольга Ребковец: Учеба на Камчатке - не просто возможность получить классное образование. Здесь можно раскрыть себя в самых разных сферах. Да, у нас не очень большой набор: по прогнозам, к 2030 году у нас будет порядка полутора тысяч студентов. Это сравнимо с факультетом, например, в среднем региональном вузе. Но мы понимаем, что на семестр, на модуль, в экспедицию, на стажировку, на программы дополнительного профобразования в наш кампус будет приезжать более 10 тысяч человек ежегодно. И наша задача обеспечить тем людям, которые приедут пусть и на короткий период на Камчатку, все условия. Например, чтобы можно было эффективно работать в условиях джетлага, в кампусе будут в круглосуточном режиме доступны коворкинги, библиотеки, другие помещения, будет вся экспедиционная инфраструктура. Кампус станет стартовой точкой к научному открытию для каждого, кто к нам попадет.

Природа в приоритете

Вместе с Высшей школой экономики вы провели исследование, которое определило необходимые студенту качества для успешной учебы на Камчатке. Студент камчатского вуза - особый вид?

Ольга Ребковец: Для развития Дальнего Востока и Камчатки, в частности, нужны люди с определенным складом характера, с определенными жизненными задачами и целями. Все это мы сформировали в такой набор "компетенций первооткрывателя". Это люди, которые, прежде всего, умеют действовать, принимать решения. Я бы даже назвала это пассионарностью. Это такая прорывная сила, которая заставляет объединяться и двигаться вперед. Второе - способность создавать команду, работать в команде. Третье - умение договариваться, вести диалог. Еще одно очень важное качество - способность действовать в условиях неопределенности. Камчатка - регион, где ты в буквальном смысле живешь "на вулкане", где в любой момент может случиться достаточно сильное землетрясение, где главную роль часто играет погода, и можно ждать самолета три дня в одну сторону и две недели в другую. Да, в регионе все нацелено на развитие городской инфраструктуры и сервисов, но пока это - будущее. Ограничений, которые придется принять человеку, приехавшему сюда, все еще достаточно.

Конечно, к важным компетенциям первооткрывателя относится тяга к знаниям, к открытиям, когда ты шагаешь в зону неизвестного. Ведь именно так мы и развиваемся.

И еще одно: экологическое мышление. Образ мыслей, который позволяет жить, используя уникальные природные возможности и ресурсы, но делать это так, чтобы не причинять природе вред. Кроме того, при активном развитии туризма в регионе наша главная задача - природу сохранять и беречь.

КамГУ - участник дальневосточного трека программы господдержки вузов "Приоритет 2030". С чем вы в ней выступаете?

Ольга Ребковец: У всего "Приоритета" сейчас идет пересборка под обновленную стратегию научно-технологического развития России. И задача каждого вуза - найти в ней свое место.

КамГУ в "Приоритете" уже три года. Понимаем, как нашу уникальную природу, ее потенциал использовать для научно-технологического развития Камчатского края и всей страны.

Поэтому предложили два стратегических проекта, и оба они про воду. Первый - бальнеологические, то есть оздоровительные эффекты термальных вод и грязей Камчатского края.

Второй проект посвящен развитию геотермальной энергетики. Мы сейчас на стадии запуска большого проекта по разработке пилотной геотермальной станции, которая должна работать на низких температурах. Примерно четверть всей электроэнергии, которую потребляет Камчатка, идет за счет возобновляемых источников. Сейчас, например, задействованы те источники, температура в которых порядка 140−150 градусов. Так, например, работает Мутновская геотермальная станция. Но гораздо больше на Камчатке, и не только на Камчатке, во всей восточной Сибири, да и на Кавказе источников температуры 70−80 градусов. Именно такие источники мы взялись прорабатывать.

Наша цель - создание гибридных автоматизированных станций, которые могут работать на автономных территориях. Например, в одном из районов Камчатки, куда не идут электрические сети, есть термальные источники. Мы разрабатываем решение, которое позволило бы из термальных вод вырабатывать и электрическую, и тепловую энергию, чтобы автономно обеспечивать небольшую турбазу или небольшой населенный пункт электроэнергией.

Это может сильно снизить стоимость киловатт-часа на Камчатке, что сделает более рентабельным и туристический бизнес, и другие сферы деятельности. Для других регионов России эти решения также будут актуальны.

А студенты в этих во всех смыслах приоритетных проектах участвуют?

Ольга Ребковец: Конечно. Кроме того, параллельно с научно-технологическими проектами запускаются и образовательные программы. Так, со следующего года запускаем программы подготовки по возобновляемой энергетике. В каждой лаборатории есть ставки для студентов.

На Камчатке около 300 вулканов и примерно десятая часть все время в той или иной степени активности. Как вы с ними справляетесь?

Ольга Ребковец: Мы совершенно нормально относимся к тому, что какой-то курит, какой-то дымит, какой-то выбросил пепел. Сейсмологи предрекают извержение вулкана Безымянного, периодически там случаются пепловые выбросы, но это достаточно далеко от Петропавловска-Камчатского. В непосредственной близости только три так называемых домашних вулкана - Козельский, Авачинский и Корякский.

Авачинский дымит практически всегда. Последнее извержение было больше двадцати лет назад. Но пока ведет себя хорошо. Сейчас в рамках комплексной программы исследований Камчатки в зоне Авачинского устанавливают целую сеть датчиков, которые будут передавать разные данные о его состоянии. Так что мы за ним приглядываем.