По старинным аллеям дворянских усадеб Брянщины
Хотылёво В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны в селе Хотылёво находится бывшая усадьба Тенишевых. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В XIX веке усадьба перешла в собственность князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843–1903) — российского предпринимателя, этнографа, деятеля культуры и народного просвещения, мецената. Фото из открытых источников. Жена хозяина усадьбы княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858–1928) – выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, основатель художественной школы в Петербурге, Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице и художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Фото из открытых источников. В столице Мария Клавдиевна была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С. Малютин, Н. Рерих, В. Серов, В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин и другие. Бывали они и в Хотылеве. Михаил Александрович Врубель в Хотылеве написал своего знаменитого "Пана". По свидетельству композитора Б. К. Яновского, автора воспоминаний о Врубеле, "пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали" . Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса "Святой сатир" (из цикла "Источник святой Клары"). Фото из открытых источников. В Хотылеве великий русский художник Илья Ефимович Репин написал несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь его взору. Фото из архива заслуженного архитектора России В.Н.Городкова. Усадебный парк усадьбы был заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К. Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. Планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку. Композицию парка "держит" поперечная аллея. Она связывает "Железные ворота" входа в парк с сельской площадью и берегом Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Фото Сергея Зятикова Сейчас парк, конечно, не тот, что раньше. Почти на протяжении века за ним никто не ухаживает. Но все так же стоят липовые аллеи, клёны, дубы и лиственницы — немые свидетели смены эпох. Остались оригинальные кованые ворота парка и романтичные арочные мостики через овраги и ступени, спускающиеся к реке. Фото из открытых источников. Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался барский дом. Одноэтажный и нарядный усадебный дом был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения. Архитектура дома с монументальной лестницей спуска к Десне принадлежит творчеству архитектора-художника, академика Императорской академии художеств Николая Дмитриевича Прокофьева (1866–1913). Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом", окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы – грот. Отсюда красивый вид на Десну… Но в наши дни, кроме лестницы, от дома ничего не осталось. К несчастью, во время Великой Отечественной войны фашисты дом Тенишевых уничтожили. Тенишевский парк в Хотылеве. Фото: Леонид Натапов / Социальная сеть fotokto.ru Фото из архива заслуженного архитектора России В.Н.Городкова. Расположенный в селе храм Преображения Господня был построен в 1759–1763 годах на месте деревянного предшественника "старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева". Стиль архитектуры этого редкого для Брянского края памятника Елизаветинского периода русского барокко – пышный, романтичный и трогательный... Храм постигла участь многих памятников архитектуры – сегодня мы видим его величественные руины… Фото из открытых источников Новая Романовка В десяти километрах от города Мглина на речке Воронусе расположено село Новая Романовка. Село возникло в 1694 году, когда землями владел сотник Иван Романовский, затем они перешли к Турковским и позднее к Борковским, у которых находились вплоть до 1917 года. Усадьба Романовка находится в центре села на левом берегу реки Воронусы. Основные её черты сохранились до наших дней. Современный вид села начал складываться в начале XIX века постройкой самого замечательного сооружения – комплекса церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1811) по заказу помещика Степана Артемьевича Лашкевича. Фото из открытых источников С этим памятником связано имя выдающегося русского художника Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), кисти которого принадлежали иконы, украшавшие оригинальный иконостас церкви. Фото из открытых источников Церковь не доминирует в ансамбле усадьбы. Ее скромные размеры хорошо соотнесены с поляной, окруженной крупными деревьями, на которой находится памятник архитектуры. Это красивая восьмигранная башня. Фото из открытых источников Историк архитектуры, реставратор Ф.Ф. Горностаев в своей книге "Дворцы и церкви Юга" (1914 г.) даже указывал на её сходство с известной "Башней ветров" в Афинах (I в. н. э.). От четырех граней ее выступают три небольшие четырехколонные дорические портика и равновеликая им алтарная пристройка. Возведенная в стиле ампира русского классицизма начала XIX века церковь красивым силуэтом и пронизанными воздухом портиками ее архитектура прекрасно сочетается с природой, являясь как бы естественной частью парка, она поистине жемчужина ансамбля. В наши дни ведутся восстановительные работы разрушенного временем храма. Фото из открытых источников В 1853 году по проекту петербургского архитектора, академика Императорской академии архитектуры, историка архитектуры Дмитрия Егоровича Ефимова (1811-1864) новым владельцем усадьбы Яковом Дмитриевичем Дунин-Борковским был выстроен великолепный каменный дом и заложен обширный парк. Архитектурная композиция главного усадебного дома отражает стилевое безвременье середины XIX века. Композиция дома навеяна образами итальянских вилл далекой эпохи Возрождения. Местные мастера, выполняя архитектурные детали на свой лад, внесли еще больший разнобой во внешнюю архитектуру дома. Тем не менее, белый дом с лоджией на одном фасаде, с верандой на другом и с башенкой бельведера, асимметрично возвышающейся над крышами, светлым пятном выделяясь на фоне зелени. И даже сегодня полуразрушенный усадебный дом эффектно отражается в водной глади озера… Фото из открытых источников Усадебный парк занимает территорию в 28 гектаров. Своей геометрической регулярной планировкой он, возможно, обязан ранее существовавшему здесь еще в начале XVIII века "плодовитому саду". Двумя сторонами парк обращен к пойме речки Воронусы. Раньше юго-восточная сторона парка подходила к берегу большого искусственного озера, образованного плотиной на реке. Теперь плотина не существует, вода ушла. Остался болотистый луг с лужей посредине... Прямые линии аллей разделяли территорию парка на ряд участков правильной формы. Центральная, более чем полуверстная, аллея, идущая с востока на запад, являлась планировочной осью композиции парка. На нее "нанизаны" все части усадебного ансамбля. Аллея начиналась на береговом склоне озера, проходила вдоль дома усадьбы, пересекала партерную часть парка с цветником и игровыми площадками, углубляясь в парк, расчленяла внутреннее озеро на две части, подходила к церкви Покрова и далее замыкалась поперечной аллеей фруктового сада. Фото из открытых источников Великая Топаль В двадцати пяти километрах южнее города Клинцы раскинулось на малой речке Топалке старинное село Великая Топаль. Оно известно с 1620 года. В разные времена им владели многие польские, украинские и русские земельные магнаты. В их числе был и такой известный в нашей истории деятель, как Савва Рагузинский – сподвижник Петра I, негоциант, привезший в Россию Абрама Ганнибала, ставшего прадедом А.С.Пушкина. Фото из открытых источников А также – русский полководец и военный теоретик, генерал-фельдмаршал, генерал-губернатор Малороссии граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725–1796). От Румянцевых Великая Топаль перешла к Голицыным, от Голицыных – к Долгоруковым. Комплекс усадьбы состоял из барского дома с флигелем, парка с прилегающими фруктовыми садами и Никольской церкви (не сохранилась). Фото из открытых источников Планировка парка – геометрическая, по-видимому, сохранилась первоначальной (середина XVIII в.). Это подтверждают колоссальные липы – живые свидетели долгой истории усадьбы. План усадьбы составлен в соответствии с исторически сложившейся классической традицией устройства русской усадьбы. Перед домом, украшенным непременным шестиколонным портиком, – "парадный двор", слева от него – флигель. Фото Е. Ильченко За домом – парк, с трех сторон окруженный фруктовым садом. Парк невелик, но уютен. Он занимает территорию около 3,5 гектаров. Пять продольных аллей, идущих от дома, в пересечении с тремя поперечными образуют простой геометрический узор. Три средние продольные аллеи замыкаются: центральная – домом усадьбы, гуляющий по парку зрительно всегда связан с архитектурой, находящейся в композиционном центре усадьбы. Участки парка, прилегающие к дому и флигелю, почти не сохранились. Лишь отдельные группы деревьев поддерживают направление аллей. Фото из открытых источников На остальной территории существуют куртины и контурные посадки по аллеям. На полянах между ними и теперь еще открываются живописные виды. Перед домом ранее был партерный сад. Каштановая аллея обходила его справа. Здесь был парадный подъезд к дому. В несколько запущенном виде аллея сохраняется и сейчас. В куртинах здесь встречается липа крымская, европейская и крупнолистная. Аллеи представляют собой таинственные зеленые коридоры, тишина их располагает к сосредоточенности и размышлениям. В других аллеях в ряды лип вкраплены клены остролистные и их краснолистные собратья, вязы, дубы и тополя. Зеленые своды наряжаются мозаикой из резных листьев. А осенью, когда листва принимает пеструю окраску, длинная аллея напоминает анфиладу залов золотых и пурпурных, в которых яркие "люстры" кленов создают настоящую иллюминацию. Фото Е. Ильченко Дом, возведенный в 1820 году княгиней Варварой Сергеевной Голицыной (Кагульской), дочерью графа Сергея Петровича Румянцева, сына графа П.А.Румянцева-Задунайского, – хороший образец усадебного дома в стиле ампир. Дом отличается подчеркнутой монументальностью и парадностью архитектуры. Главный фасад, обращенный к храму Спасо-Преображения, украшен входным портиком с шестью тосканскими колоннами, над которым расположен балкон второго этажа. Парковый фасад оформлен скромнее. Сегодня усадебный дом пустует. Фото Е. Ильченко Церковь Спасо-Преображения, стоящая в центре села – выдающийся памятник русской архитектуры последней четверти ХVIII века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих. Храм был построен по заказу П.А. Румянцева-Задунайского вместо прежнего деревянного. Фото из открытых источников. Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Фото из открытых источников Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах. Фото Е. Ильченко Летом вот уже не первый год в парке усадьбы и на главной площади села устраиваются "Великотопальские балы", посвященные истории усадьбы и собирающие творческую молодёжь региона.