Для челябинских фермеров агротуризм стал поддержкой основного бизнеса
Аграрный туризм напоминает промышленный производственной спецификой. Но эксперты возражают: важнее не предмет показа, а его цель. Промтуры, как правило, организуют крупные компании, для которых это шанс привлечь будущих сотрудников. Аграрным туризмом чаще всего занимаются фермеры, для них сфера гостеприимства - дополнительная точка опоры основного бизнеса. В Челябинской области все больше сельских предпринимателей решают таким образом диверсифицировать свой бизнес, на некоторых туробъектах побывал корреспондент "РГ".
Коммерция сама "не поедет"
- Знаете, почему этих собак называют самоедами? - стоя у вольера с животными, спрашивает глава фермерского хозяйства "Семейное подворье" Владимир Бекишев.
- Слишком самокритичные? - пытаюсь пошутить в ответ.
Но хозяин такого тона не принимает: бизнес - дело серьезное. И предлагает свою версию, правда, весьма далекую от общепринятой. Белых песиков, запряженных в нарты, не видно на белом же снегу. Поэтому создается ощущение, что повозка северных широт едет сама. Из-за созвучия, мол, порода и получила имя.
Суть, в общем-то, не в верности этой теории, а в невольной аллегории. Предпринимательское дело тоже не сдвинется с места, пока не подтолкнут невидимые другим усилия. Бекишев, зампред комитета по аграрной политике Заксобрания Челябинской области, - один из основателей аграрного туризма в регионе. Начинал с показа несушек, а теперь у него целая звероферма неподалеку от областного центра - три десятка вольеров и загонов на площади в два гектара. Впрочем, точное количество прыгающих, шагающих и летающих питомцев здесь не называют.
На государственном уровне говорят: туризм - наше все. Но если спуститься на землю, ситуация иная, сетует фермер
- Не считаем - плохая примета, - объясняет нелюбовь к поголовной арифметике Елена Мокина, сестра Владимира.
Когда хозяин проходит мимо своего зверья, начинается настоящий гвалт: животные признают его за главу "стаи", ищут внимания. А их кормилец углубляется в воспоминания. Вот самка верблюда, ее приобрел в Троицке у местного аграрного вуза за 90 тысяч рублей. Диковатая была, сейчас доверяет, позволяет себя почесывать. Страусов привез из Екатеринбурга, на вид вполне мирные птицы, все что-то высматривают поверх загона. Павлинов пять разновидностей, есть чудной альбинос, сложил длинный хвост в толстый валик. Вот мраморные курицы - несут голубоватые яйца. Поджарые петухи - бойцы, клюются будь здоров. Но самыми кусачими неожиданно оказались плюшевые кролики.
А самые забавные - лисы и еноты. Люди берут их малышами в качестве домашних питомцев, а когда те начинают взрослеть и мешать, нередко выбрасывают. "Семейное подворье" принимает этих беспризорников. Одного енота Бекишев привез из Донбасса. Подранка с отсутствующей половиной ладошки ему принесли бойцы в Авдеевке. Предприниматель тогда снаряжал в новые регионы фуры с одеждой, продуктами, электрогенераторами, стройматериалами, ездил сам. В Ясиноватой вместе с мужем сестры восстановил разбитые малые формы в детсаду. Научился этому, когда строил свое кафе "Хоббит" - в семье нашлись поклонники Толкина. Как делать фигуры, показал знакомый специалист - и пошло-поехало, изваяния заполнили все дорожки: не верится, что ваял непрофессионал.
Один контактный зоопарк бизнес не вытянет: в лучшие дни вольеры посещают 50-150 человек, в будни бывает безлюдно. Поэтому развивать приходится разные сферы. Помимо экскурсий и гастрономии хозяйство делает ставку на классическое фермерство, продавая продукты животноводства. Предлагает также отдохнуть в гостевом домике с баней, мангалом и прочими сельскими удовольствиями.
- На государственном уровне говорят: туризм - наше все. Но если спуститься на землю, ситуация иная. Открыто в поддержке не отказывают, но не сильно и помогают, - сетует фермер.
Поэтому подправить дорогу к хозяйству для подвоза экскурсантов или построить другую инфраструктуру - это, как говорится, за счет заведения. Но Бекишев рук не опускает. Начал создавать экопарк за калиткой гостевой зоны. Входную группу сделал: сплетенные бетонные дерева, из дупла одного смотрит сова - символ мудрости и спокойствия. Тоже ведь символично. Чтобы развивать агротуризм, нужно быть невозмутимым и прозорливым. А дальше жизнь подскажет.
Обогнать всех на коне
В наглухо застегнутом кафтане, отороченной мехом шапке и остроносых сапогах бывший сварщик Руслан Нафиков выглядит очень колоритно. Так основатель этноцентра "Тамыр" (в переводе - корни) встречает гостей, погружая в атмосферу башкирского этноса. Хор женщин в национальных одеждах поет башкирскую песню, местные рукодельницы раскладывают на прилавках хендмэйд - украшения с камнями, шитые бисером фигурки. На открытой веранде тем временем подают напиток из пшеницы и выпечку. По желанию можно пострелять из лука, прокатиться верхом на лошади, увидеть убранство ханской юрты, поставленной на первой линии поселка.
Лет пять назад Нафиков побывал в Башкирии на этнографическом празднике. И с тех пор загорелся идеей этнопарка.
- Мне говорили: "Брось". Когда обращался в инстанции за помощью, сначала выслушивали, потом перестали брать трубку. Поэтому скажу так: прежде чем браться за такое дело, стоит ответить на главный вопрос: "Мне это действительно надо?". Я решил - да, - рассказывает Руслан.
Что успел с тех пор? Построил дом, точнее несколько - начало его гостевого фонда, посадил деревья, воспитывает четверых детей. Но если конкретно по теме, проделал заслуживающую внимания и в чем-то поучительную организационную работу. Первые 200 тысяч рублей от государства он получил, заключив социальный контракт. Купил на них маленькую юрту. Также по социальной линии через некоторое время поступило еще 350 тысяч - приобрел на них двух лошадей. Победил в отборе на грант губернатора, следом - в конкурсе агростартапов. Обзавелся землей, сейчас ее более 700 гектаров, табун в 65 лошадей. Недавно вновь выиграл крупный грант, на который планирует купить коптильное и холодильное оборудование, чтобы сотрудничать с ресторанами.
- Мы уже приглашаем на гастроужины. Кто пробует стейки из конины, понимает, что до этого не ел мяса, - говорит фермер.
Еще мечтает обзавестись вездеходами, квадроциклами, чтобы независимо от сезона возить туристов по угодьям и озерам, где водятся желтые, отливающие золотом, караси.
- Моя ошибка в том, что не привлекал в свой бизнес специалистов по продвижению. Идей-то много. Ко мне, например, привозят дедушку, чтобы я ним просто на родном языке поговорил. Другие едут за здоровьем. Обратился недавно руководитель ИТ-фирмы. Ее сотрудники сидят бледные, в монитор все глаза проглядели. Их начальник вышел на бригаду в Чебаркуле, чтобы программисты на танке прокатились, побегали, а потом - ко мне, тоже для поднятия тонуса, - рассуждает Нафиков.
Он ожидает роста посещений, поэтому думает о небольшой жилой деревне, кемпинге. Ради этого стал участником еще одного конкурса - на возведение модульных отелей. Останавливаться, считает, нельзя. Здесь как на велосипеде: затормозил - не удержишь равновесие.
Нашли рыбное место
Южный Урал входит в топ регионов, где аграрный туризм на подъеме, сообщила старший консультант Центра поддержки фермеров Челябинской области Ирина Асанова. Около трех десятков местных хозяйств вовлечено в движение. Среди них есть довольно раскрученные, как туркомплекс "Рыбное место": там предлагают любителям рыбалку на осетра, стерлядь, сазана, щуку, судака и другие породы. Для новичков - мастер-классы профессионалов, а в финале - уха на костре.
- У нас можно увидеть весь процесс разведения рыбы, от сбора икры до выведения молоди, - обещает директор рыбозавода в Чебаркуле Иван Рындин.
Ремесленная мастерская "Лавка кузюка", где производят сыры и мясные деликатесы, не раз становилась лауреатом региональных и федеральных конкурсов.
- Многих удивляет название. Кузюк не фамилия, а прозвище коренных жителей Златоуста, славящегося народными промыслами. Хотелось бы, чтобы мы стали частью городского бренда, новой точкой на гастрономической карте области, - рассуждает создатель лавки Михаил Васильев.
Частная сыроварня "Иван-Сыр" тоже опирается на местные традиции: по воспоминаниям, в Верхнеуральском районе варили уральский пармезан, известный и в своей империи, и даже в Европе. Предприниматель Иван Шиманов, как и дальние предшественники, производит около 30 сортов сыра, йогурт, термостатный ацидофилин, предлагая попробовать все на вкус.
- На мой взгляд, у аграрного туризма светлые перспективы. Центр "Мой бизнес" заключил партнерское соглашение с крупнейшей туркомпанией, и на апрель-май у нее 40 процентов всех местных туров приходится именно на фермерские хозяйства, - продолжает Асанова.
Несколько лет назад аграриев приходилось уговаривать проводить экскурсии, а сейчас масса желающих попробовать себя в новом качестве
Несколько лет назад сельхозпроизводителей приходилось уговаривать проводить экскурсии, а сейчас будто прорвало плотину - масса желающих попробовать себя в новом качестве. Да, увеличилась господдержка. Но госсредства получают не все, тем не менее фермеры готовы вкладывать свои кровные. Для них турбизнес становится и маркетинговым ходом, и формой реализации продукции.

Уже существуют одно- и двухдневные туры по нескольким локациям. Это такие мини-путешествия, как "Алга аулга" ("Вперед в деревню"), где путешественникам демонстрируют традиции и вкусы коренного населения Кунашакского района. Или "От пима до кочана": хозяева знакомят со старинными особняками "старшего брата" Челябинска - села Бродокалмак, с пимокатным ремеслом, делятся особым рецептом приготовления одного из самых народных блюд - квашеной капусты. О гастрономии, традициях кочевых народов рассказывает маршрут "От Ивана до Ерлана" по Верхнеуральскому району.
Хотя есть у агротуризма и неизлеченные пока болезни. Скажем, с местами для ночевок в селе туговато. Как, впрочем, и с еще одним атрибутом поездок - сувенирами, этот сектор пока в зачаточном состоянии. Кроме того, принимающей стороне часто элементарно не хватает ораторского мастерства, не все фермеры - готовые гиды. Следовательно, поддержка должна охватывать и эту сторону коммерции - требуется обучение коммуникациям, разговорному жанру. Сейчас, напоминает Асанова, время идей, но это и время естественного отбора тоже. Кто-то отсеется, но те, кто останется в таком бизнесе, смогут поднять его на новый уровень.