Анастасия Романова: «Когда зритель ждет — это успех!»
Если кажется, что Москва и Санкт – Петербург насыщены светской и культурной жизнью, а в регионах культура дремлет, и находится в тени столичных городов, то это не так. Сегодня, в Тобольске потрясающих культурных мероприятий предостаточно. Например, фестиваль «Алафейская гора» четыре года подряд является интереснейшим кино событием. Фестиваль привозит в город Тобольск не только конкурсную программу художественных и короткометражных фильмов, но и устраивает творческие вечера, концертную программу с популярными артистами. На фестивале проходят мастер-классы и тематические круглые столы. Фильмы «приезжают» со всей страны, но принимающая сторона в Тобольске определяет культурную программу и собирает зрителей. Без зрителей ничего не произойдет. Анастасия Романова, директор открытого российского фестиваля современного и актуального кино «Алафейская гора», директор тематического парка «Тобол», генеральный продюсер проекта «Сибирские сезоны в Тобольске», делится некоторыми технологическими тонкостями в проведении подобных мероприятий, и особенностями культурной программы, которая проходит в фестивальные дни. Анастасия Юрьевна, фестиваль можно уже назвать традиционным, в будущем году он состоится в пятый раз. А существует ли на ваш взгляд какое-то кардинальное различие между дебютным фестивалем и прошедшим четвертым? Безусловно различия имеются. Во-первых, фестиваль обрастает партнерами. Партнером фестиваля стать не просто, чтобы начать плодотворное сотрудничество необходимо пройти шаг от «знакомства» к полному доверию, и у нас совместно это получилось. Во-вторых, мы должны обрести доверие зрителя. Скажу откровенно первые годы зритель присматривался к фестивалю, люди на какие-то просмотры ходили, на какие-то не ходили, а в этом году у нас были полные залы на всех показах. Также нам важно было получить доверие артистов, которые к нам приезжают, они создают творческие проекты специально для фестиваля на полном энтузиазме и высоком профессионализме. Сейчас мы можем смело говорить, что Тобольск провинциальный город только территориально, потому что далек от Москвы. Да и слово: «далек», уже сегодня относительное понятие, на самолете из столицы к нам лететь два часа сорок минут. Все четыре года работы мы организаторы, участники и зрители знакомились друг с другом, поэтому я считаю, что успех фестиваля состоит в том, что мы все стали надежными единомышленниками и соратниками. Когда всем интересно, всем комфортно, всем хочется привнести что-то новое. Хочется, чтобы каждый участник увидел для себя некое развитие в партнёрских отношениях, в получении разнообразных знаний и так далее. Считаю, что в этом особенный успех четвертого фестиваля. Для большего заполнения зала во время просмотров, может быть, стоит привести студентов и школьников за руку? Некоторые конкурсные фильмы были рассчитаны именно на молодого зрителя. Или может это не входит в вашу задачу? Почему не наша задача? Мы очень активно работаем над этим. Мы не можем, конечно, школьников заставить смотреть кино, как в советское время. Но, думаю, это был правильный подход, когда всех организованно вели в кинотеатры. Сейчас мы работаем с Тобольским многопрофильным техникумом, мы сами проводим на территории техникума творческие встречи, мастер-классы. Студенты — это та целевая аудитория, которая будет жить и работать в родном городе, и одна из наших задач заключается в том, чтобы погружать их в культурную среду, передавать ценности и формировать вкус к искусству. Одно могу сказать, зрители совершенно разных возрастов уже ждут следующего фестиваля. Когда зритель ждет — это успех! Замечено, что складывается такая тенденция в кино и театральной среде - среди российских зрителей больше женщин. Как у вас в городе обстоит с этим вопросом? Я не делю зрителей по половому признаку, слава Богу, что ходят. Благодаря программному директору Александре Жуковой, у нас была заблаговременно составлена конкурсная программа, нацеленная на разного зрителя. Перед каждым творческим вечером выхожу к зрителям и искреннее говорю: «Спасибо!» Я очень им благодарна за то, что они находят время, тратят свои деньги, эмоционально вовлекаются в происходящее. И в зале равное количество мужчин и женщин. Оказывается, что в Тобольске всего население - сто с лишним тысяч, а казалось, что в городе больше людей. Не так уж много зрителей для разных культурных событий. Да, это правда, зрители действительно уже стали «ценителями» качества, благодаря компании Сибур, которая является генеральным партнером культурной повестки событийного календаря Тобольска. Третий год в Тобольске реализуется проект, который называется «Сибирские сезоны в Тобольске». Мы ежемесячно провозим спектакли государственных театров из Москвы и Санкт-Петербурга. В январе был театр им. Андрея Миронова, в феврале - Московский Губернский театр. В марте - школа-студия МХАТ им. Чехова приезжала со спектаклями и прослушиванием наших студентов. А апреле состоялся наш кинофестиваль «Алафейская гора», который является настоящим событием для города.В конце апреля мы принимаем Вахтанговский театр, следом приезжает театр «На Садовой» (бывш.«Приют комедиантов»). В июне целую неделю в Тобольске идет фестиваль «Театра наций». В июле начинается большой проект «Лето в Тобольском Кремле» — это грандиозный музыкальный фестиваль под открытым небом с белокаменных стенах кремля. В августе приезжает театр им. Комиссаржевской, в сентябре «Электротеатр Станиславского» и так далее. То есть у нас в городе круглогодичная, насыщенная и наполненная смыслами, культурная повестка. Действительно тобольский зритель получает обширную программу, но помимо жителей города с каждым проектом все больше в Тобольск приезжают туристы из Тюмени, Сургута, Нефтеюганска, Екатеринбурга, Перми и т.д. В тематическом парке «Тобол», где вы являетесь директором, гостям фестиваля была предложена интересная программа. Программа, которую вы предлагаете гостям одна и та же, или она каждый год меняется? Конечно, программы меняются, остаются лишь заложенные в них смыслы. Начнем с того, что тематический парк «Тобол» находится в историческом месте на берегу Иртыша, возле Чувашского мыса. На этом месте 22 октября 1582 году произошла решающая битва между казаками Ермака и войском хана Кучума – за последний осколок Золотой Орды – богатейшее Сибирское Ханство. А потом, через триста с лишним лет с этого же места увозили Николая II и его семью в последнюю ссылку. Именно на этом месте сошлись три культуры: культура восточная, торговые пути, бухарцы. Культура европейская: пленные шведы, и культура русская. Мы обо всем подробно рассказываем. Но это не все: из истории мы знаем, что, когда Петр Первый строил Петербург, он не разрешал никому в России каменное строительство, весь камень строительный свозили на берега Невы. Наш великий губернатор Матвей Петрович Гагарин добился разрешения у Петра на строительство каменного Кремля в Сибири. И вот тогда два города Санкт-Петербург и Тобольск строились параллельно. Почему я всегда протягиваю эту нить между Тобольском и Петербургом, потому что первые шаги в каменном зодчестве наши города начинали одновременно. По указанию губернатора Гагарина наш Тобольский Кремль строил Семен Ульянович Ремезов. Сегодня Международный аэропорт в Тобольске носит имя зодчего,картографа, архитектора Семёна Ремезова. Семён Ульянович работал над строительством каменного Кремля семнадцать лет. Планировались к возведению другие каменные постройки. Но затем Матвея Гагарина казнили и строительство остановилось. Когда мы снимали картину «Тобол», мы нашли много сведений по поводу того, что происходило в Тобольске. Историками было озвучено три версии, которые помогали нам в создании картины. Историки рассказали подробно о каждой версии казни Гагарина. Первое это то, что он проворовался и сделал огромный убыток казне, вторая - он хотел отсоединить Сибирь от России, и, третья, которую сегодняшние историки считают наиболее достоверной – Матвей Гагарин был потомком Рюриковичей. А у Петра, на тот момент, уже не было наследника, царевич Алексей был казнен. И Петр испугался, что Гагарин будет претендовать на престол. Петр Первый даже приказал уничтожить все портреты губернатора Гагарина, написанные Ремезовым. Никто не знает, где Матвей Гагарин захоронен, где могилы его жены и сына, что стало с остальными родственниками. Петр Первый - стер весь род гагариных с лица земли… Поэтому наша программа имеет основные, исторические, устоявшиеся смыслы, но и каждый год обрастает новыми интересными сведениями и объектами. В этом году мы открыли Бухарское подворье, где гостей поим чаем из бухарских чашек и кормим халвой. То есть стараемся все время что-то менять, добавлять. Нельзя сказать, что запустили программу, и она идет по накатанной, а наполняем ее какими-то новыми смыслами. Летом в парке мы играем иммерсивный спектакль с элементами вербатима. Идея объединить все исторические якоря мне пришла когда мы запускали парк для туристов, а пьесу к этому представлению написала Вера Комарова, и спектакль вот уже четвертый год пользуется у зрителей большим спросом. Спектакль называется «Авось. Небось. И Как-нибудь» Это имена трех баб, проживших в Сибири больше четырехсот лет, которые знают и помнят всех, начиная от Ивана Грозного. И вот с шутками и прибаутками они кормят зрителей пирогами, угощают наливками и рассказывают про важные исторические события. Получается очень атмосферное действие. Поэтому помимо съемок у нас очень развито туристическое направление. А как удается совмещать одновременно съемки и принимать туристов? Съемочный процесс идет постоянно? Я бы не сказала, что съемочный процесс непрерывен. Например, в прошлом году полностью зиму мы принимали туристов, а летом снимали кино. Активная «киножизнь» началась в Тобольске только в 2016 году, когда стартовали съемки проекта «Тобол». Затем кино закончилось и начали думать о туристическом направлении. Также наша компания «ТОБОЛФИЛЬМ» является принимающей стороной для съёмочных групп. На круглом столе в рамках фестиваля «Алафейская гора» прошло обсуждение, по поводу готовности разных регионов к съёмочному процессу. Продюсеры жаловались, что по-прежнему очень сложно снимать кино не в столице. У каждого региона готовность на разном уровне. Что касается нас, то к нам постоянно приезжают группы, доверяют нам сотрудничество. У нас сложилась команда актеров массовых сцен порядка трехсот человек, имеется команда профессиональных гримеров, костюмеров, строителей. Есть свой транспорт, кухня, - все налажено. Я была региональным продюсером картины «Тобол», это была многоаспектная в организационном плане работа, в силу сложных локаций и погодных условий. Получился тот опыт, который мы стараемся не перекладывать на съёмные группы, а решать сами. Что касается уровня готовности, то Тюменская область готова к приему съемочных компаний. Вам удается наладить работу на самом высшем уровне, а было ли желание уехать из Тобольска в столицу, имея за плечами такой огромный опыт? Вы знаете, может начну издалека, но попробую ответить на ваш вопрос. После школы я поступила в Тюменский Государственный институт искусств и культуры, когда училась на четвёртом курсе уже работала режиссером на телевидении, а после получения диплома назначили главным режиссером канала «Ладья - СТС». Все мои юношеские амбиции оказались выполнены, я села и загрустила. Если после пятого курса стала главным режиссером канала, то куда же мне двигаться дальше? А потом поняла, что мне так комфортно в творческой кино-теле среде, что хочу двигаться шире, а не выше. Было много предложений работать на федеральных каналах, я даже ездила в столицу смотреть, и пробовать. Но все время возвращалась к корням. Мои родители живут в Тюменской области, сама живу в Тюмени. Родители для меня играют особую роль, это моя опора и все, что я делаю и умею сегодня это только их заслуга. Мама возглавляет «Тюменское музейно-просветительское объединение». Как раз восстановление Кремля после тяжелых 90-тых годов Правительство Тюменской области доверило ей – и я этим очень горжусь. Поэтому у меня никогда не было желания сделать карьеру, было желание сделать то, что останется для следующих поколений. Я здесь живу, здесь сформировалась как личность именно в Тюменской области, люблю Тюмень и Тобольск, я их не разделяю. Все, что я делаю – это сложная командная работа, мой коллектив собирался годами, каждый человек уникален и ценен для меня. Объединенные общими ценностями и смыслами мы с уверенностью работаем в правильном направлении. Радостно, когда приезжают съёмочные группы, участники фестивалей, театральные коллективы и просто туристы из разных регионов и уезжают с желанием вернуться.