Новосибирские школьники получают рабочие профессии на детской железной дороге

В мае этого года в Новосибирске первые восемнадцать старшеклассников получат свидетельства об окончании учебной программы по профессии "проводник пассажирского вагона". При желании, достигнув совершеннолетия, они смогут трудоустроиться по данной специальности.

Новосибирские школьники получают рабочие профессии на детской железной дороге
© Российская Газета

В 2024-м на Новосибирской детской железной дороге (ДЖД) набрали два курса: двадцать человек решили выучиться на помощника машиниста тепловоза, еще восемнадцать - на проводника.

- Программа обучения на проводника рассчитана на один год, для освоения профессии "помощник машиниста" требуется два года, поэтому первый выпуск этого курса состоится весной 2026-го, - отметила заместитель начальника службы управления персоналом Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Юлия Ноздрякова. - Выпускники смогут пройти полноценную производственную практику на Новосибирской детской железной дороге в период летних перевозок.

Ранее, в 2023-2024 учебном году, на ДЖД было организовано обучение профессии "монтер пути".

Освоить популярные железнодорожные рабочие специальности могут учащиеся десятых-одиннадцатых классов средних общеобразовательных учреждений. Никаких ограничений, в том числе конкурсного отбора, нет. Достаточно одного желания получить востребованную профессию.

Обучением ребят занимаются специалисты Новосибирского подразделения Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций ЗСЖД, который реализует более шестисот программ для подготовки, переподготовки и профессионального развития железнодорожников. Также в числе преподавателей - сотрудники ДЖД. Новосибирцам, можно сказать, повезло: знания, полученные за партой, они могут применить на практике на детской железной дороге, которая была открыта 4 июня 2005 года и с тех пор принимает школьников каждое лето.

- Большинство считают, что ДЖД - это аттракцион, но на самом деле это учебный центр для подготовки юных железнодорожников. Мы являемся предприятием дополнительного образования по профориентации школьников пятых-одиннадцатых классов. Они проходят обучение, в том числе на тренажерах локомотивного комплекса, и мы посвящаем их в специфику различных железнодорожных профессий. Проводим много экскурсий на объекты железнодорожного транспорта, конкурсов, организуем летнюю практику - это как раз непосредственно работа, максимально приближенная к реальности. Под присмотром взрослых ребята делают первые шаги в профессии, - говорит руководитель Новосибирской детской железной дороги Евгения Ковтун.

Сегодня там по дополнительным общеразвивающим программам обучается свыше 920 детей. Это в несколько раз больше, чем десять-пятнадцать лет назад.

- Сейчас растет число родителей, понимающих, что высшее или среднее профессиональное образование - хорошо, но еще лучше, когда у ребенка есть профессия, которая позволяет ему сразу трудоустроиться и получать зарплату. Кроме того, наши ребята могут поступить в железнодорожные вузы и техникумы по договору целевого обучения, - отметила Юлия Ноздрякова.

В Новосибирске есть как профильный вуз - Сибирский госуниверситет путей сообщения, так и среднее профессиональное учреждение - Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н. А. Лунина, которое активно сотрудничает предприятиями отрасли.

- Наша задача - максимально привить ребятишкам любовь к железной дороге, показать возможности для дальнейшего обучения и карьерного роста. Надеемся, что все, кто у нас обучался, по окончании школы свяжут свою жизнь с железной дорогой, - подчеркивает Евгения Ковтун. - Уникальность такой подготовки еще и в том, что куда бы человек ни приехал - от Калининграда до Владивостока, - он везде найдет работу по профессии.

Справка "РГ"

Общая протяженность Новосибирской детской железной дороги - 5,3 километра, ширина колеи - 750 мм. На ней закреплены четыре узкоколейных тепловоза (три ТУ-7А и один ТУ-10) и двенадцать детских пассажирских вагонов. На линии курсируют поезда "Сказка", "Юность", "Сибиряк" и "Мечта". Для посадки и высадки пассажиров на станциях "Зоопарк" и "Заельцовский парк" предусмотрено по одной посадочной платформе, на станции "Спортивная" и разъезде "Локомотив" - две.

Кстати

Согласно сервису по поиску работы "Зарплата.ру", машинисты (к ним относятся специалисты как железнодорожной, так и строительной отраслей) стабильно входят в топ наиболее высокооплачиваемых профессий - со средней зарплатой более ста тысяч рублей в месяц. За год число предложений трудоустройства для этой категории увеличилось на 26 процентов.

"Конкурентная борьба за поиск и привлечение работников простимулировала рост зарплат, в том числе у ряда наиболее востребованных специалистов предложения заработка стали выше рынка - от ста тысяч рублей. Сферы, где наиболее часто работодатели предлагают заработок от ста тысяч рублей и выше, практически не изменились с прошлого года - транспорт, логистика, перевозки, производство, некоторые специальности в строительной отрасли", - прокомментировали аналитики "Зарплаты.ру".

Эксперты российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru отметили, что в марте этого года в Новосибирской области было открыто более трех тысяч вакансий, предлагающих заработную плату в двести тысяч рублей и выше (средняя предлагаемая зарплата в регионе - 70,1 тысячи рублей). В перечне специалистов, кому чаще всего обещают высокую зарплату, - машинисты.