Спрос на гастротуры в России достиг рекордных значений

Российские туроператоры отмечают рост спроса на гастротуры. В объединении локальных фирм «Большая страна» подсчитали, что с мая прошлого года с таким запросом к ним обращались на треть чаще, чем в 2022-2023 годах. А с допандемийных годов интерес к гастротурам увеличился в семь раз.

Спрос на гастротуры в России достиг рекордных значений
© BFM.RU

Предложений на рынке много. Есть привязанные к ежегодным фестивалям вроде Дня огурца в Суздале и праздника корюшки в Санкт-Петербурге, а есть круглогодичные — завлекающие туристов, например, блюдом арбин из сырой конской печени и жира — на Байкал, вареньем из морошки — в Карелию, абрикосовой кашей и шашлыком — в Дагестан. На сайте РЖД предлагают полноформатные гастропоездки выходного дня из Москвы: в Казань с дегустацией блюд татарской кухни — от 44 тысяч рублей, в Йошкар-Олу за марийскими блинами — за 25 тысяч, и в пивной тур в Самару с едой и напитками — за 46 тысяч 100 рублей. В стоимость включены экскурсии, мастер-классы, питание и билет на поезд в оба конца.

Ресторанный критик, издатель путеводителя Tastes of Russia Дмитрий Алексеев убежден, что сейчас локальные деликатесы — главный побуждающий фактор для путешествий по стране:

Дмитрий Алексеев ресторанный критик, издатель путеводителя Tastes of Russia «Гастрономия, конечно, это самый важный побуждающий фактор. То есть люди хотят приехать в Абрау-Дюрсо, например, на курорт, где все продумано, где свое производство не только вин, но и продуктов — свои сыры, апшеронские овцы, бараны редкой породы. Свои коровы для сыров, спаржу сейчас выращивает Краснодарский край. Много деликатесных продуктов, ради которых действительно интересно куда-то поехать, попробовать. Это очень интересно, это очень вкусно. И, кстати, это не очень дорого. То есть, если еще пять-десять лет назад какой-то дорогой ресторан вне Москвы был запределен по цене и ужасен по качеству, то сейчас — море ресторанов, каких-то ферм. Я уже не говорю про вина. Очень много интересных предложений, ради которых стоит сесть в машину и отправиться в тур».

Искатели гастрономических впечатлений даже получили особое название — фуди. В России оно не на слуху, но само явление давно можно наблюдать в действии. Такие люди исследуют новые места по принципу «где бы чего попробовать».

О личном рейтинге и антирейтинге блюд рассказывает сотрудник «Бизнес FM» Дарья Окунь:

Дарья Окунь сотрудник «Бизнес FM» «То, что мне понравилось именно в России, — это чувашский шурпе — суп с пшеном и требухой. Очень необычный. Я думала, что он будет похож на обычную шурпу, но оказалось, что это куда более непривычный, экзотичный вкус. Бурятский бухлер — не понимаю, в чем его секрет. Вроде как суп простой: крупно рубленные лук, зелень, картошка, баранина на кости, или говядина. Я искренне не понимаю, что они туда кладут, но это очень вкусно. И вот в топе у меня еще марийские трехслойные блины «Команмелна» — каждый слой как бы из разного теста. Они на ржаной муке, на овсяной и на пшене. В Марий Эл они считаются ритуальным продуктом, готовятся на свадьбы, например. Это очень вкусно. Из еще чего-нибудь такого экстремального для желудка: это калмыцкий чай, монгольский чай, который в Улан-Удэ подается не просто с солью и молоком, там есть еще масло, рис и крепкий черный чай. Непривыкшему человеку очень странно есть молочный суп с привкусом чая. Еще мне нравится, что во Владивостоке и в приграничных регионах с Китаем много китайских забегаловок. Мы брали там личинки шелкопряда, какой-то непонятный, хрустящий на зубах снек. Не сказать что это был удачный гастроопыт».

И тренд на гастротуры постоянно растет. Но некоторые представители отрасли говорят, что еда — лишь сопутствующий, а не ключевой фактор. Директор по развитию туристической платформы OnlineTur.ru Игорь Блинов не видит повышенного спроса на гастротуры:

Игорь Блинов директор по развитию туристической платформы OnlineTur.ru «У нас многие регионы обладают некой локальной уникальностью, есть местные блюда, которые можно попробовать только там. Мы все понимаем преимущества Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки, Приморья как такового, Заполярье, знаем, что можно попробовать в Мурманске, что можно попробовать на Балтике и в Калининграде. Национальные кухни внутри нашей страны по-своему уникальны с точки зрения кулинарии. По моим ощущениям, 95% туристов такие туры формируют самостоятельно. В широком понимании готового большого продукта, для того чтобы действительно большое количество туристов этим интересовалось, говорить не приходится. Есть интерес у самостоятельных туристов, которые бронируют поездки, учитывая свои предпочтения. То есть кто-то любит мясо, кто-то любит рыбу, овощи и прочее — они самостоятельно решают вопросы логистики, вопросы проживания. Но, повторюсь, очень мало кто из туристических агентов формирует такой продукт и предлагает его рынку. К большому сожалению, сейчас это не очень востребованная услуга. По крайней мере, у нас таких запросов нет, и мы такой продукт не предлагаем».

Выводы о масштабах гастротуризма в России можно сделать из свежего заявления Росстандарта. Там решили создать ГОСТ халяльных туристических услуг. Глава агентства Антон Шалаев сообщил, что это должно привлечь интерес «дополнительных зарубежных гостей исламского мира».