Житель Кубани сделал копию столичного храма Василия Блаженного

- Вообще, я бы обменял собор на профессиональный баян, - говорит 70-летний житель предгорного кубанского города Хадыженск Николай Кучин, когда вводит корреспондентов "РГ" в комнату, почти на треть занятую макетом храма на Красной площади. От миниатюрного комплекса аж в глазах рябит, настолько он красивый и яркий, словно материализовался с пасхальной открытки. - У меня внук Сашка живет в Ростове-на-Дону, учится в музыкальной школе, очень талантливый парень, и я бы оставил ему хороший инструмент.

Житель Кубани сделал копию столичного храма Василия Блаженного
© Российская Газета

Спрашиваем, выставлял ли он свою скульптуру где-нибудь на городском празднике, что называется, представлял миру? Оказывается, нет. Бумажная конструкция разбирается на составные части, но слишком хрупка, чтобы ее перевозить, потом придется "ремонтировать". Дело в том, что композиция собрана в технике модульного оригами - древнего японского искусства, где каждый отдельный листочек бумаги складывают в модуль (в данном случае треугольник с двумя кармашками) и соединяют друг с другом. Работа кропотливая, требует усидчивости и хороших глаз: ежедневно Николай с утра до вечера разрезал цветные листы формата А4 на 32 части, каждую заготовку сгибал в "строительный уголок". Дело растянулось на 1,5 года - понадобилось 60 тысяч таких частей.

- Поначалу модули выходили то косо, то криво, да и купола расползались при сгибе, пока не приспособил "воронку", - рассказывает детали Николай Кучин. - А конструкцию начинал со стен. Они ровные, хотя тоже подклеивал уголки к каркасу для надежности. В интернете нашел подробную схему храма, изучил. Постарался воссоздать все как в оригинале, даже повесил на купола растяжки, удерживающие кресты от опрокидывания ветром.

Ежедневно Николай с утра до вечера разрезал цветные листы формата А4 на 32 части

Собор Василия Блаженного можно рассматривать часами и удивляться смекалке автора. Например, основаниями для крестов послужили... кондитерские насадки для крема, а сам христианский символ сложен из палочек эскимо, выкрашенных золотым акрилом. Николай Иванович отмечает, что на воплощение модели легендарного памятника архитектуры его вдохновили работы учителя из Красноярского края: увидев в интернете его скульптуры из бумаги, решил, что сделает не хуже.

Более того, воссоздал ландшафт. Так как в реальности колокольня Василия Блаженного наклонена на 2 градуса 5 секунд на юго-восток, просто из-за того, что песчаный холм под ней размывает стекающая с Красной площади вода, то и в своем "фундаменте" комплекса отобразил это обстоятельство. На территории стоит миниатюрный монумент Минину и Пожарскому, по брусчатке "прогуливаются" фигурки туристов, по периметру - забор и такие же махонькие ели. Словом, уголок Москвы. Да еще с подсветкой и музыкальным сопровождением: включаешь спрятанный у дальней стены плеер - и комната наполняется звоном колоколов.

- И не жаль обменивать такую красоту на баян? - продолжаю я разговор.

- Да нет, я ведь и сам с детства играю на гармошке, еще в первом классе научился подбирать мелодии на слух: "Крутится, вертится шар голубой", "Яблочко", - рассказывает мастер. - Мы тогда жили в Казахстане, в маленьком поселке на железнодорожной станции, обучаться музыке было негде. Но все равно мечтал о баяне. У родителей лишних денег, конечно, не было. И вот, в восьмом классе, друг зовет: "Поехали со мной на косилки! Меня дед устраивает в соседний колхоз". Заработал 80 рублей и 1,5 тонны сена для отца - он корову держал. И сразу купил себе небольшой инструмент, очень быстро его освоил.

Дальше юный музыкант выступал в местном клубе на танцах, а в армии определили в штатный оркестр. И весьма удачно - на барабаны и тарелки. По возвращении домой Николай окончил железнодорожный техникум, женился, купил "шестерку". Она-то и стала подспорьем при переезде семьи из Казахстана в Хадыженск в конце 80-х. На вырученные средства от продажи машины удалось приобрести небольшой деревянный домик, который хозяин постепенно довел до ума: обложил кирпичом, возвел жилую пристройку.

- Все делал сам, даже монтаж стропил, только шифер перестилали рабочие. Так что я и храмы могу строить, - шутит он.

Но и творчество не забросил. В Хадыженске пел в мужском хоре Дома культуры, затем взялся сочинять свои песни. В его репертуаре патриотические композиции, воспевающие героев, а также родные места Кубани: "Опаленные крылья погон", "Станция Куринская", "Шаумянский перевал", "Добрый вечер, Хадыженск!", "Кабардинская".