Фермерские полки в крупных сетях установят по единому стандарту

На сегодня в 45 регионах работает уже 81 агроагрегатор, куда частные сельхозпроизводители сбывают свой товар по выгодным ценам. Однако, чтобы овощи стали доступнее, такими предприятиями необходимо покрыть всю территорию страны, считает замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов. Кроме того, в ближайших планах обязать крупные сетевые магазины заключать с сельхозпроизводителями прямые контракты с фиксацией цен на долгий срок. А чтобы «сельские» уголки в магазинах были оформлены единообразно, министерство разрабатывает стандарт выкладки фермерской продукции.

Фермерские полки в крупных сетях установят по единому стандарту
© Парламентская газета

Только толкаться не надо

Люди, которые профессионально выращивают растения или животных, должны заниматься только этим, а не осваивать тонкости сбыта, толкаясь по сетевым магазинам, отстаивая очереди на рынках за местом для торговли, тратить время на оформление всевозможных документов. Как пояснил первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, палата регионов вместе с Госдумой, министерствами и ведомствами последние годы интенсивно работает над решением поставленной задачи: чтобы продукция с личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, кооперативов без задержек доходила до потребителей. И уже есть определенные успехи, но почивать на лаврах рано.

«Как один из авторов закона о сбыте фермерской продукции скажу, что мало определить, что такое фермерская продукция, дальше необходимо, и мы законодатели к этому готовы, сделать так, чтобы фермер мог написать, что это именно его фермерская продукция. Чтобы холдинг или какой-то перекупщик не воспользовался заинтересованным потребительским спросом на фермерскую продукцию. Если написано «фермерская продукция», она должна быть фермерской», — подчеркнул сенатор на круглом столе на Втором форуме тружеников села.

Принятие закона также позволило создать в 45 регионах страны 81 агрегатор, куда аграрии могут сбывать свой товар. Однако, по мнению Романа Чекушова, этого недостаточно. «Нам нужно покрывать всю территорию Российской Федерации работой агрегаторов, по крайней мере, в тех регионах, в которых есть сельское хозяйство, которое представлено в торговых точках», — уточнил замминистра.

Он добавил, что фермер не должен вести «большую бухгалтерию и заниматься претензионной работой с торговыми точками»: «Для этого должен быть профессиональный игрок, который обеспечит представление интересов фермера. Потому что те вопросы, которые перед нами вчера ставили, говорят как раз об этом, что коллеги должны заниматься сельским хозяйством. Мы об этом и договорились».

Также, по его словам, нужно обеспечивать нормальное взаимодействие с сетями. При поддержке Минсельхоза уже организована работа по заключению прямых контрактов с фиксацией ценовых параметров на долгий срок. «Ценовые параметры — это немножко другой уровень долгосрочных контрактов. Уже сегодня сети действительно работают в формате контрактов, по которым они финансируют в том числе и выращивание ряда продукции, но нам важно зафиксировать цены», — отметил замминистра.

В Минпромторге рассчитывают успеть к началу нового аграрного сезона обеспечить заключение таких контрактов на понятных условиях.

Внешний вид имеет значение

Однако, говоря о фермерской продукции, нужно учитывать, что цены на корнеплоды зависят от того, как они поступают в торговую сеть: насколько обеспечена логистика, калибровка продукции, упакована ли она, мытая или грязная. Все это должен взять на себя профессиональный игрок рынка, считает Чекушов.

Еще один важный вопрос, который нельзя обойти стороной — как представлена сельхозпродукция на полках магазинов. «Сегодня в стране много форматов. Это и фермерские уголки, и акции, которые устраивают сами по себе сети», — напомнил замминистра. Чтобы как-то систематизировать процесс, в Минпромторге разрабатывают документ, «который обеспечит стандарт по выкладке продукции, сделает образцовую фермерскую полку».

Необходимость поиска новых механизмов сбыта продукции малых форм хозяйствования и законодательного регулирования этих вопросов, закрепления преимущественного права реализации такой продукции поддерживает и Минсельхоз. В том числе и выделение на полке продукции, которая производится фермерами, маркировкой, «определенной символикой или какими-то знаками», согласилась замминистра сельского хозяйства Ксения Шевелкина. «Мы, безусловно, поддерживаем предложение проработать эту инициативу концептуально. Вопрос действительно заслуживает внимания, потому что многие осторожно смотрят: действительно ли фермерская продукция? Пытаются найти хоть какие-то признаки на упаковке, которые позволят достоверно понять, что он покупает фермерскую продукцию», — сказала замминистра.

Однако, по ее словам, существует ряд факторов, которые сдерживают развитие полноценного партнерства: «В первую очередь, конечно, это производство ограниченной номенклатуры продукции у наших фермеров и сезонность производства. Также отсутствие переработки и упаковки, порой нестабильность качества, отсутствие логистики по продукции, ну, и конечно, сложности с легализацией». И тем не менее все эти вопросы постепенно решаются — с помощью господдержки, подытожила замминистра.