Ситуацию с ценами на некоторые речные круизы могли бы изменить новые лайнеры
Реки России, несмотря на дороговизну водных круизов, недостатка в туристах не испытывают. Но этот отдых по-прежнему остается элитным, так как мало кому доступен. Средняя цена путешествия 50-100 тысяч рублей на десять дней. Ситуацию на некоторых маршрутах могли бы изменить новые суперлайнеры. Ожидалось, что они отправятся в круизы в 2024-2026 годах. Отправятся? Это и решили узнать корреспонденты "Российской газеты".
По Енисею туристов катают три теплохода, все очень неновые (1950-1960-х годов). В прошлом сезоне самым дорогим круизом в России стал рейс из Дудинки в Красноярск (11 дней). Семья из 9 человек заплатила более 10 миллионов.
В этом году на помощь "старичкам" должны были прийти новейшие лайнеры "Андрей Дубенской" и "Виктор Астафьев". Власти Красноярского края рассчитывают, что они сделают туристические и пассажирские перевозки по реке доступнее.
Заказы на постройку теплоходов размещены на Средне-Невском судостроительном заводе в 2020-2021 годах. В тот момент петербургские корабелы излучали оптимизм.
Енисей все еще ждет
Увы, "Виктор Астафьев" хоть и был спущен на воду летом 2024 года, до Енисея так и не добрался. Но он будет готов к передаче заказчику в этом году, а "Андрей Дубенский" - в 2026-м. Так что выход на линию этих теплоходов перенесен на следующий год.
Главная причина? Забегая вперед скажем, что она для все судов одинаковая. Не попутным ветром для корабелов стали санкции. Надо было искать новых поставщиков, менять проектную документацию. Это сказали на всех верфях. Но работу никто не забросил.
Еще бы! Например, "Астафьев" и "Дубенский" должны стать новыми флагманами енисейского пассажирского флота, заменив морально устаревшие суда. Они комфортабельные и более вместительные (последнее важный момент для ценообразования). Здесь две пассажирские палубы с одной прогулочной и рестораном. На борту будут бары, медицинская каюта, пассажирский лифт, зал для фитнеса, сауны. Большинство кают - класса "комфорт", еще семь - "люкс", одна двухместная для людей с ограниченными возможностями. Рассчитаны суда на доставку 245 пассажиров, причем с выходом в море. Но что особенно важно для северных рек - суда этой серии работают и в мелкобитом льду, высаживают пассажиров на необорудованный берег. Так что новые лайнеры позволят запустить круизы по Енисею с путешествием за Полярный круг и рыбалкой.
Путевки есть, кают - нет
Люксовый четырехпалубный лайнер "Николай Жарков", строительство которого идет на нижегородском заводе "Красное Сормово", тоже не выйдет в эту навигацию. Его сдачу перенесли на конец 2025 года.
Этот отдых по-прежнему остается элитным. Средняя цена путешествия 50-100 тысяч рублей на десять дней. Ситуацию на некоторых маршрутах могли бы изменить новые суперлайнеры
Здесь особенно огорчает, что многие каюты "Николая Жаркова" - плавучего отеля отечественной разработки высотой с пятиэтажный дом - уже распроданы. Анонсировали, что лайнер спустят на воду в августе 2025 года и за сезон он совершит 13 рейсов. Уже к началу апреля была реализована половина мест на круизы. И, кстати, цены внушительные (на этих маршрутах они, скорее, поддержали элитность круизов). Например, за трехдневное путешествие Москва -Тверь - Москва цена начинается от 122 тысяч рублей на человека, а 15-дневый тур Москва - Кижи - Архангельск - Соловецкие острова - Умба - Москва стоит уже от 633 тысяч.
Но комфорт здесь впечатляет! Почти у всех номеров - балконы с видом на сменяемые пейзажи, своя санитарная комната, кондиционер, холодильник и прочие блага комфорта. "Еду и напитки - в номер" - заказать легко, как и получить бесплатный кофе у круглосуточной стойки. В числе услуг, кроме стандартных, есть эксклюзивные, например, винная библиотека, тренажерный зал, спа-зона, два детских клуба и пейзажный бассейн с подогревом на солнечной палубе. Судно впечатляет и техническими характеристиками. Оно тоже сможет проходить битый лед, что расширяет сроки навигации от ранней весны до поздней осени и географию эксплуатации - от рек до морей. Этим летом в маршрутах значились Белое, Черное и Азовское. Эксплуатант лайнера предложил клиентам несколько вариантов: перенести круиз на 2026 год, вернуть деньги или выбрать поездку на другом судне компании.
Отель для Байкала
В Иркутске идет строительство нового флагманского лайнера для круизов по Байкалу. На судостроительной площадке "Восточно-Сибирского речного пароходства" после длительного перерыва вновь кипит работа.
Имя корабль пока не получил. Но уже известно, что он станет на озере "самым-самым" плавучим четырехзвездочным отелем. Такого здесь не было никогда. Проект обладает и конструктивными особенностями. Например, для работы у прибрежного мелководья проектировщики сильно облегчили корпус, поэтому осадка у судна всего 2,6 метра. А по размерам лайнер (87 на 15 метров) будет превосходить все действующие сегодня на Байкале с большим запасом. И по вместимости тоже: он рассчитан на 144 туриста (а не 45, как на ныне работающем прогулочном судне "Империя") даже в каютном варианте, а в прогулочном и вовсе 200. К их услугам будут четыре палубы. Главная и самая большая - это каюты "Стандарт", без балконов. Вторая и третья палубы вместят каюты с балконом, люксы и двухкомнатные номера, а четвертая, судя по всему, станет прогулочной. Есть одна каюта для колясочников и три - с кнопкой вызова персонала, например, для незрячих пассажиров. На борту оборудуют конференц-зал на сто человек, спа-центр, тренажерный зал и детскую игровую комнату. Спуск на воду запланирован на сентябрь 2026 года, а курсировать он будет по тем же маршрутам, что и нынешние теплоходы.
В ожидании "Жириновского"
Четырехпалубный лайнер "Владимир Жириновский" сначала планировали спустить со стапелей в 2019 году, затем - в 2021-м, потом - в середине 2023 года, далее - на конец 2024-го. Теперь называют новую дату - осень 2025 года.
"Сейчас круизный лайнер "Владимир Жириновский" находится в высокой степени готовности на этапе швартовных испытаний, - рассказали "РГ" в Южном центре судостроения и судоремонта Объединенной судостроительной корпорации (Санкт-Петербург). - Ведется подготовка к выходу на ходовые испытания, а также обустройка гостиничного комплекса и досуговых зон".
Лайнер будет соответствовать пятизвездочному отелю. Он сможет перевозить 310 туристов. Судно габаритной длиной 141 метр обустроят носовым обзорным салоном, солнечной палубой из двух частей, в том числе с тентовым закрытием от непогоды. Пассажиры смогут плавать в бассейне, посещать фитнес-центр, будет детская комната. На четырех палубах разместится 155 кают различного класса, большинство - с балконами, площадь которых зависит от классности. Комфортное нахождение на судне обеспечат лифты, соединяющие все палубы. Кроме того, на лайнере предусмотрен беспрепятственный проход инвалидных колясок. "Все каюты оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками, беспроводным интернетом, судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью", - подчеркнули в компании.
Оператор судна уже установил будущий маршрут лайнера, который пройдет по всем пяти прикаспийским государствам с заходом в порты Астрахани, Махачкалы (Россия), Баку (Азербайджан), Энзели (Иран), Туркменбаши (Туркменистан) и Актау (Казахстан). Позже было заявлено, что круизные программы нового лайнера расширят до Санкт-Петербурга с выходом в Балтийское море и заходом в города Выборг и Калининград.
Так что будем ждать протяженных гудков этих замечательных лайнеров, которыми по традиции суда сообщают о своем выходе из порта.