Погода Крыма намекает на скорое форсирование Днепра

Солнечный полуостров завершает уикенд Дня России. Народу понаехало тьма. Конкретные цифры подобьют позже, но картинки забитых отдыхающими набережных Ялты, Алушты и Севастополя впечатляют. Турбизнес явно обнадежен перспективами начинающегося летнего сезона.

Погода Крыма намекает на скорое форсирование Днепра
© Свободная пресса

Море у крымских берегов – чистейшее, без намека на мазутные плевки! – уже прогревалось до + 25. Да, не везде, однако народ находил себе занятия по душе. Например, впервые на старте сезона полностью заняты заказами практически все аттестованные туристические гиды. Экскурсии по многочисленным дворцам, крепостям и прочим историческим достопримечательностям, горные походы, джиппинг – всего не перечесть.

Чуть ли не на круглосуточный график перешли дегустационные залы знаменитых винзаводов ЮБК. Культурный шок гости испытывают, посещая здешние базары. У себя дома где-нибудь на юго-западе Москвы они покупали т.н. «кубанскую клубнику» за 550-600 руб/кг. Здесь за отборную джанкойскую ягоду продавцы просят 375-400 р. На ярмарках цены вообще смешные. Элитная клубника Бахчисарая чуть дороже, но ведь это истинный деликатес. Безвкусная Турция и рядом не стояла.

А с местной черешней проблема. Под занавес апреля, уже после Пасхи регион поразили небывалые заморозки. Нежданный снег пластом покрыл цветущие деревья. Завязь косточковых погибла массово. Не будет вишен, очень мало черешен и сливы. Персики обещают только поздних сортов, остальные тоже замерзли.

Неделю назад глава РК Сергей Аксенов подписал указ о введении в республике режима ЧС из-за угрозы урожаю. Кроме апрельских заморозков и снега, небывало жарким и засушливым выдался март. Плюс за осень, зиму и весну выпало рекордно низкое количество осадков.

То есть на полуостров надвигается новая грандиозная засуха. Жара давит так сильно, что на месяц раньше срока зацвела лаванда. Уже сейчас запасы основных водохранилищ упали до 60 % проектного объема. Главное, пополнить их неоткуда.

Власти уверяют, воды на курортное лето-2025 должно хватить. Ну а эксперты говорят, что пекло продлится еще два года.

Такое уже случалось незадолго до начала СВО. Люди помнят, как дно крымских водоемов превратилось в лунный пейзаж, а питьевую воду раздавали из автомобильных цистерн.

Спасение пришло, когда на юге освобожденной Херсонщины саперы Черноморского флота наконец-то открыли шлюзы Северо-Крымского канала. Напомним, его русло еще в 2014-м было завалено упырями-бандеровцами. Через семь лет живительная днепровская влага вновь хлынула на полуостров.

Увы, наши войска оставили правобережье Херсона и канал вновь прекратил работу. ВСУ наносят яростные ракетно-артиллерийские удары по любой попытке возобновить работу насосных станций.

Спастись засыхающий Крым может только в двух случаях. Во-первых, если договорятся о мире. Второй вариант куда более реалистичен – форсирование Днепра и новое стратегическое наступление в Херсонской области, на конституционной территории Российской Федерации.

Впрочем, не хочется думать о боях, если купаешься в блаженном июньском тепле, и морские блики евпаторийского пляжа слепят глаза. Казалось бы, начало лета, однако свободных мест в крымских поездах нет. Вагоны до отказа забиты курортниками. Это при цене купейного билета 16 000 рублей. Верхняя полка плацкарта пока 6 000. Время в пути из Москвы без малого двое суток.

Невольно вспоминаешь, что перед самым началом СВО билет на самолет Москва – Симферополь стоил в приделах пяти-шести тысяч. Лёту три часа. Золотое время, когда же оно вернется… Понятно, что очень нескоро. Единственная воздушная гавань республики закрыта, как и остальные аэропорты юга России. И не без причины: только за 13 июня над Крымом сбили 70 вражеских беспилотников. Увы, обычные дела.

Точно так же обыденно воспринимается ситуация на Крымском мосту. Все четыре дня нынешних праздничных выходных – около 600-700 машин выстраивались в очередях с обеих сторон Керченского пролива. Ожидание проезда долгое и томительное, особенно на полуденной жаре.

Федеральные и республиканские чиновники настоятельно рекомендуют дорогим россиянам ехать по материку через новые территории. Выставляют карты и веселые картинки трассы, убеждает в безопасности и удобстве маршрута. «До Крыма на машине удобно добираться сухопутным коридором, который проходит по трассе Р-280 «Новороссия» Ростов-на-Дону-Мариуполь-Бредянск-Мелитополь» – бесконечно твердит официальный правительственный портал Объясняем.РФ.

Любимая тема вице-премьера Марата Хуснуллина – как в ближайшее время «Новороссия» замкнет единое транспортное кольцо вокруг Азовского моря.

Перспективы светлые, но сегодня некоторые участки новой федеральной автодороги Р-280 выглядят словно заготовки будущей трассы. По факту они еще не могут без проблем пропустить летний поток машин.

Говорить, что это могучая артерия, по которой беспрепятственно потечёт к морям река туристов, пока слишком рано – констатировали в ростовском Минтрансе на старте сезона. Трафик «Новороссии» крайне напряженный, 36 тысяч автомобилей в сутки. Вывод понятен, трассу нужно расширять, а пока имеем лишь некие наброски для будущей «федералки». И потому расширение проезжей части до четырех полос движения продолжится все лето.

Начали под Таганрогом. Дорожные работы вряд ли обрадуют тех, кто таки решил воспользоваться сухопутной дорогой в Крым.

«Мы стремимся организовывать процесс таким образом, чтобы избегать сужения проезжей части. Сначала устраиваем новые полосы, перепускаем на них движение. Затем капитально ремонтируем старые. Это дает возможность пропускать транспорт во время работ на данном стратегическом направлении», – уверяют строители.

Примерно то же самое творится на пути от крымского Чонгара на юг. Узкая двухполоска с бесконечной чередой ухабов и отрядами строительной техники. Пройдет время – и тут тоже появится комфортный хайвей. А пока туристам приходится делать не самый приятный выбор. Выдержать многокилометровую таганрогскую тянучку или застрять в очереди перед Крымским мостом.