В Петербурге назревает лошадиный бунт

Две недели отвели депутаты предпринимателям и всем заинтересованным ведомствам для составления конкретных предложений и изложения всех нюансов, связанных с регулированием работы гужевого транспорта в Петербурге. Если вопрос с мертвой точки так и не сдвинется, парламентарии будут инициировать запрет так называемых покатушек на Невском проспекте и во всем остальном «золотом треугольнике» Северной столицы. Так решили 16 июня после эмоционального заседания рабочей группы по этому вопросу в Мариинском дворце.

В Петербурге назревает лошадиный бунт
© Парламентская газета

Не защита, так нападение

Два года потребовалось депутату Павлу Крупнику, чтобы в Мариинский дворец, наконец, пришли предприниматели, бизнес которых — катание туристов на каретах и лошадях в Петербурге. 16 июня они собрались на заседание рабочей группы, но не все. С возмущением депутат рассказал, что одна из участников рынка, некая Людмила Николаевна, вместо того, чтобы направить свои предложения в парламент, отправила жалобу в Администрацию Президента.

«Она сообщила, что этот бизнес действует в Петербурге 40 лет, и до сих пор все было нормально. Лошадьми с каретами осуществляется 140 поездок в день. Но тут внезапно появился какой-то Павел Крупник, который преследует свои личные цели. А еще она написала, что в городе силовики берут взятки, горят бирюзовые автобусы, а губернатор Беглов бездействует. Так вот, я не какой-то Павел Крупник и не появился вдруг, а депутат Законодательного собрания», — сказал парламентарий.

Он напомнил, что изначально не хотел и не стремился закрыть этот бизнес, а хочет, чтобы кареты были технически безопасными, снабжены ремнями безопасности и номерами, а возницы соблюдали ПДД. Он также намерен добиться, чтобы лошади были здоровые и ухоженные, а управляли ими как минимум два человека и оба с водительскими правами. Также, считает Крупник, нужно, чтобы экскурсию вели сертифицированные специалисты, чтобы маршруты были согласованы, тарифы прозрачны, а организации платили налоги. По его подсчетам, теневой оборот этого бизнеса может составлять от одного миллиона рублей в день.

По словам Крупника, он сам прокатился в обшарпанных каретах «а-ля Золушка», сделанных из пластика. Он много раз пытался оплатить услугу картой, но ему везде отказывали, заявляя, что принимают только наличные.

Виртуальные согласования

На заседании в Мариинском дворце руководители петербургского управления налоговой службы сообщили, что по прямому ОКВЭД, связанному с перевозками гужевым транспортом, в Петербурге не работает ни одно юрлицо. По косвенным признакам этой деятельностью, но с другими ОКВЭД, занимаются девять предпринимателей — в основном ИП и даже самозанятые. Пока налоговики оценивают объемы поступлений от налогов и их соразмерность.

Один из наиболее крупных предпринимателей Александр Ивахнов сообщил, что у него есть согласованные маршруты перевозок с комитетами по транспорту, по туризму и администрацией Центрального района. Их обновили в 2023 году, когда перестало действовать распоряжение губернатора Владимира Яковлева от 1999 года № 804-р «О мерах по упорядочению эксплуатации и движения гужевого, верхового транспорта, велосипедов, мопедов и роликовых средств передвижения в Санкт-Петербурге». В нем еще более 25 лет назад определили перечень улиц, где по решению ГИБДД движение гужевого транспорта ограничено. Это Невский, Литейный и Московский проспекты, Дворцовая набережная, Садовая улица и ряд других. Также предприниматель сообщил, что его компания исправно платит налоги, у возниц в наличии кассовые аппараты и пассажирам карет выдают чеки. Также, по его словам, лошади не работают каждый день, а периодически по несколько дней отдыхают. «Мы за порядок и правила», — заверил бизнесмен.

Однако представители комитета по туризму сообщили, что маршрут однажды был согласован в 2015 году, а после 2023 года в его согласовании было отказано. В то же время от жителей и гостей города постоянно поступают жалобы на качество оказываемых услуг.

В комитете по транспорту сообщили, что не нашли исходников и концов согласований, выданных бизнесменам. В администрации Центрального района заявили, что давали согласование в 2006 году.

Кроме того, депутаты недовольны, что за лошадьми не убирают, и неприятный аромат можно учуять даже у Исаакиевского собора, что не повышает туристической привлекательности Петербурга.

Не упорядочить, так закрыть

Пока рассматриваются несколько вариантов решения. Первый — по аналогии с регламентированием деятельности уличных музыкантов в Петербурге могут разработать правила, критерии работы развлекательного гужевого транспорта, утвердить маршруты и на время предоставлять их по заявкам всем участникам рынка, соответствующим критериям безопасности. Музыкантов смогли упорядочить в Северной столице, приняв региональный закон и создав на сайте комитета культуры особый раздел с картой и формой для подачи заявок.

Другой вариант — запретить каретам и лошадям появляться в центре города. Для этого нужно повесить знаки о запрете гужевого транспорта. Это может сделать комитет по транспорту, но для этого нужны основания. Например, исполнение указа президента об обеспечении безопасности или постановление Правительства о состоянии повышенной готовности.

Депутат Денис Четырбок считает, что без федерального закона, проект которого давно разработан, но заморожен, не обойтись. Его нужно актуализировать, описать все требования к кучерам, лошадям, каретам и направить в Госдуму.

Он предложил взять перерыв до 27 июня, к этому сроку все заинтересованные должны направить в Мариинский дворец свои предложения.