Благодаря тренду на загородный отдых на Северо-Западе появилась новая "ягода"
Загородный туризм сегодня в тренде. Согласно последнему исследованию АТОР только за прошедшие майские праздники внутри страны отдохнули свыше 3,1 миллиона туристов. Это примерно на десять процентов выше аналогичных показателей прошлого года. Отдыхающих привлекают новая инфраструктура, интересные форматы размещения, отсутствие городской тишины и возможность удаленной работы. Об основных трендах загородного туризма и будущем индустрии гостеприимства рассказал основатель и генеральный директор курорта премиум-класса Marja Villas & Spa Андрей Щелков.
Андрей Николаевич, вы уже давно в бизнесе. Что сегодня подстегивает инвесторов к созданию загородных курортов? В чем идея вашего проекта?
Андрей Щелков: Четыре года назад я сделал глубокой вдох и пока еще не могу сделать глубокий выдох, чтобы до конца осознать, что мы создали. Как говорится, этот проект сделан на одном дыхании. Мне нравится проектировать и строить большие проекты - от создания концепции до проработки мельчайших деталей. Особенно вдохновляет, когда ты работаешь с профессионалами, способными найти верные решения. Мне всегда нравится использовать натуральные материалы, чтобы проект, в котором они будут применяться, соответствовал их естественным характеристикам.
Мне кажется, именно внутренние ощущения и в какой-то степени азарт подстегивают к инвестициям. Ведь ты получаешь удовольствие, когда видишь плоды реализации своих идей, можешь к ним прикоснуться, внести изменения в проект. Такую свободу мне дал мой статус в проекте, я - заказчик, проектировщик, строитель и сервисная компания в одном лице.
Если говорить о нашем курорте, то "marja" по-фински "ягода" - жемчужина северной природы. На мой взгляд, наша "Ягодка" получилась яркой и привлекательной. Есть ощущение, что мы создали что-то долговечное, гармоничное, естественно вписанное в окружающую природу. Здесь важно соблюсти баланс.
Россияне все чаще выбирают загородный отдых. В Карелии, например, спрос увеличился в этом сезоне вдвое. На ваш взгляд, что послужило тому причиной?
Андрей Щелков: Многие петербуржцы любили ездить на выходные в соседнюю Финляндию. Всегда поражало, как там бережно относятся к своей природе. Сейчас возможности в таких передвижениях нет, а аудитория, которой особенно полюбилась уникальная северная природа, осталась. Более того, мы фиксируем растущей интерес как к нашей локации, так и в целом к той же Карелии. Если говорить о трендах, то люди сегодня стремятся к значимым впечатлениям. Сфера гостеприимства стала не только местом приятного времяпрепровождения, но и индустрией впечатлений. Крайне важен хороший и разнообразный сервис.

В связи с этим инфраструктура курорта развита в соответствии с интересами гостей - панорамный ресторан скандинавской кухни, спа-комплекс с 25-метровым бассейном, детский клуб, студия нейрофитнеса, также в октябре 2024-го был открыт просторный банный комплекс.
Однако здесь важно не переборщить, чтобы загородный отдых продолжал оставаться таковым. У нас исключительно одноэтажная застройка, все здания выполнены в едином скандинавском стиле. При этом виллы размещены неравномерно, чтобы максимально сохранить созданный природой ландшафт.
Думаю, люди именно за этим уезжают за город. Когда ты находишься на террасе и видишь только природу, а не соседей, это дорогого стоит.
Некоторые отдыхающие не готовы отказаться от благ цивилизации даже в условном лесу. Влияет ли это на создание и развитие инфраструктуры? Как удается сохранять баланс между природой и современным комфортом?
Андрей Щелков: Да, это сложный вопрос. Хочется максимально сохранить то, что создала природа, ведь ничего более прекрасного нет. Я лично занимался разметкой и расположением всех зданий на курорте, старался сохранить все вековые сосны на участке. К каждой вилле необходимо было подвести коммуникации: электричество, водопровод, теплоснабжение, интернет, слаботочные системы. Чтобы не портить ландшафтные виды и пейзаж, их проложили под землей.

Большую роль играет дизайн. Наши решения помогли одновременно сделать курорт Marja современным, но при этом грамотно вписали его в общий ландшафт. В строительстве были использованы природные материалы: дерево, камень. Цвет фасадов подбирали в натуральных оттенках, чтобы он не бросался в глаза на фоне лесных и лиственных рощ.
Многие отельеры и рестораторы Северо-Запада говорили о том, что при внушительных объемах выручки за счет растущего турпотока доходность осталась примерно на уровне прошлых лет. Причина - в выросших расходах практически на все товары и услуги. Актуально ли это для загородного туризма?
Андрей Щелков: На данный момент история лично нашего проекта не про деньги. Куда большую роль играет команда, которая его создала. Мне кажется, именно люди определяют успех того или иного бизнес-проекта. Это касается не только загородного туризма, а в принципе любой сферы. Мы только нащупываем свой путь, пытаемся найти баланс между количеством услуг, сопутствующих товаров и доходностью.

Например, в этом году был открыт магазин собственных продуктов, также на днях запускаются в работу две новые точки питания на берегу озера - летний ресторан и шеф-тейбл-беседка для частных мероприятий, а также просторный шатер для больших событий, свадеб и корпоративных форматов. Гость сегодня требовательный, поэтому большую роль играют эксклюзивность, высокое качество услуг и сервиса. Насколько такой подход окажется доходным, покажет время. Пока мы только начинаем двигаться в данном направлении. Главное - все делать с душой.
Можете дать несколько советов туристам, как выбрать правильный загородный дом или базу отдыха, чтобы не испортить свой отпуск?
Андрей Щелков: Нужно понимать сценарий своего отдыха, это поможет сделать правильный выбор. Прогулки по лесу или рыбалка, спорт или солнечные ванны на пляже, посещение бани или спа-комплекса, мастер-классы или квесты, шумные вечеринки или вечер наедине с бокалом вина. Нужно выбирать по своим потребностям, ну и, конечно, возможностям.
