«Якутский Клондайк». История золотого прошлого самого пустого поселка России
Для начала вспомним контрастные времена 1970-х и 1980-х годов: пока вся страна строила коммунизм, Север опережал график. А все благодаря золотодобывающему предприятию «Куларзолото», которое с годами превратилось в настоящий якутский Клондайк – магнит для самых решительных, сильных и предприимчивых людей со всех уголков огромной державы.
В период своего расцвета на «Куларзолото» трудилось до 5000 человек. Сюда отправлялись молодые специалисты после университетов, геологи, квалифицированные рабочие и строители. Как говорится, лучшие люди страны. Притягивающей силой была не только романтика тундры, но и возможность заработать несметные богатства. Это действительно было так: порой доходы были таковы, что позволяли за один сезон приобрести автомобиль или квартиру в более теплых регионах страны.
Фото: Алексей Жирухин, источник: dzen.ru/bepowerback
Притяжение «северного рубля»
На Севере действовала мощная система материального стимулирования. К стандартной зарплате применялся внушительный районный коэффициент, фактически удваивавший ее. Оклад в 150 рублей превращался здесь в 300. Кроме того, за годы работы начислялись так называемые «полярки» – процентные надбавки, которые могли увеличить основной доход еще почти на 80%.
В результате, в то время как молодой инженер в центральной России копил копейки со своих 150-200 рублей, его коллега в Заполярье мог получать до 700 рублей в месяц.
Эта разница имела колоссальное значение. Популярная в те годы модель автомобиля ВАЗ-2106 стоила около 8500 рублей. На Севере ее можно было купить, откладывая всего год – полтора. На «большой земле» та же цель становилась почти недостижимой мечтой, требовавшей долгих лет и терпения. Вот почему люди стремились так называемым «за длинным рублем» – он действительно менял правила игры и позволял быстро осуществить мечты о материальном благополучии.
За весь период своей работы объединением «Куларзолото» было добыто более 160 тонн драгоценного металла.
Фото: Алексей Жирухин, источник: dzen.ru/bepowerback
Нет золота – нет и жизни
Пока объединение «Куларзолото» активно функционировало, поселок Северный жил полноценной жизнью. Были свои детские сады, портовые мощности, культурный центр, и, главное, стабильные и высокие заработки. Люди, не задумываясь, пускали корни в эту мерзлую землю, строили семьи и планировали будущее.
Их тяжелый труд действительно был жизненно важен для экономики страны. Однако по факту, если рассуждать философски, они были лишь неотъемлемой частью гигантского механизма по освоению Севера. А что происходит с такими «винтиками», когда эта машина внезапно останавливается? Ничего хорошего...
Фото: Алексей Жирухин, источник: dzen.ru/bepowerback
Цена деиндустриализации
В 1994 году было решено, что дальнейшая добыча золота в Куларе стала экономически невыгодной. И огромный промышленный комплекс остановился. А людей, чьи жизни были с неразрывно связаны с «якутским Клондайком», в одночасье оказалось слишком много. Золотые запасы, доступные для рентабельной добычи, иссякли, и потребность в кадрах в принципе отпала. Это было невероятно жестко и жестоко.
Если прогуляться по опустевшим улицам этого населенного пункта, можно остро ощутить печальную истину: город – это не совокупность зданий. Город – это, прежде всего, его люди. Когда у них исчезает причина здесь жить, все вокруг постепенно умирает.
Поселок Кулар был административным центром золотодобывающего объединения, своего рода «столицей». Северный же выполнял функции порта и перевалочной базы, являясь по сути его «рабочим пригородом». Когда система рухнула, жителям «столичного» Кулара, видимо, хватило статуса и возможностей, чтобы добиться для себя лучших условий и даже компенсаций для переезда в новую жизнь.
А вот обитателям Северного такой поддержки оказано не было. Именно поэтому здесь все выглядит так, словно все застыло в один момент: люди покинули свои дома мгновенно, бросив все на своих местах. О людях из Северного просто забыли. Или, возможно, не сочли нужным о них заботиться в условиях общего коллапса. Как ни печально это было признавать, но эти северяне оказались в положении «второго сорта» перед лицом трагедии.
Фото: Алексей Жирухин, источник: dzen.ru/bepowerback
Оборванная жизнь целого поселка
Для тысяч человек, чья жизнь и работа были связаны с этим местом, все изменилось в одночасье. Люди потеряли не только источник дохода, но и свои жизненные перспективы, на место которых пришли разбитые мечты. Смысл пребывания в этом отдаленном краю света пропал. Жители оставляли позади не просто ненужные вещи, а целые пласты прожитой здесь жизни, в которых когда-то были надежды, труд и привычный уклад.
В покинутых квартирах и сейчас можно увидеть следы внезапно прервавшейся жизни: детские рисунки на обоях, старые журналы на тумбочке, пустая банка из-под чая. Каждый предмет здесь – словно немой свидетель ушедшей советской эпохи, а затем и ранней российской. Люди уезжали явно в спешке, словно не представляя, что «завтра» в этом доме для них уже никогда больше не наступит....
Фото: Алексей Жирухин, источник: dzen.ru/bepowerback
Попробуйте вообразить шок человека, который долгие годы был абсолютно уверен в завтрашнем дне, гордился своим статусом «героя-северянина», зарабатывал большие деньги... И вдруг в одночасье его многолетний труд, его опыт, его дом – все это оказалось обесцененным и никому не нужным.
Работа исчезла. Снабжение поселка прекратилось. Люди оказались перед мучительным выбором: остаться и медленно угасать вместе с умирающим поселком или бросить все нажитое и отправиться в полную неизвестность «на материк», где их, по сути, никто не ждал. Повезло тем, у кого на «большой земле» оказались родственники. Но так было не у всех...
Вот так волей судеб целый поселок был фактически предан забвению и брошен на произвол судьбы.
Фото: Алексей Жирухин, источник: dzen.ru/bepowerback
Сегодня в Куларском районе вновь работают четыре предприятия, занимающиеся добычей золота, с общим объемом около 813 кг в год – мизер по сравнению с прошлым. Для возрождения комплекса до прежней мощности потребовались бы колоссальные инвестиции – не менее 100 миллиардов рублей.
В самом Северном до сих пор живут единицы отчаянных смельчаков, но основным их занятием является уже рыболовство, которое сами же местные жители называют тихим отголоском былого величия и трагедии «золотого поселка»....