После ввода турналога загрузка свердловских хостелов снизилась на 15 процентов

С 2025 года во многих регионах муниципалитетам предоставлено право вводить туристический налог. Новая норма работает уже полгода. Как ее оценивает профсообщество, выяснял корреспондент "РГ".

После ввода турналога загрузка свердловских хостелов снизилась на 15 процентов
© Российская Газета

На Большом Урале таких субъектов четыре, среди передовиков - Свердловская область и Пермский край: 12 и 10 муниципалитетов соответственно, причем среди них не только популярные у путешественников Невьянск и Верхотурье, но и, допустим, закрытый атомный город Новоуральск, и весьма отдаленная от натоптанных троп Шаля. По данным советника свердловского бизнес-омбудсмена Екатерины Сониной, в Березовском нормативный акт принят, но фактически вступит в действие только в 2026 году, на подходе Нижний Тагил и Ивдель. А вот в Челябинской области и Югре правом ввести новый сбор воспользовалось не более трех территорий.

- Местные жители от турналога по Налоговому кодексу не освобождаются. Хотя каждый муниципалитет сам может ввести льготы для своих жителей, но если орган местного самоуправления примет такое решение, то с точки зрения бюджетного законодательства льгота будет рассматриваться как налоговый расход. И это может негативно отразиться на межбюджетных отношениях при получении дополнительной поддержки из вышестоящего бюджета. Поэтому введение льгот - это всегда очень серьезная дилемма для органов местного самоуправления, - рассуждает Екатерина Сонина.

Много вопросов относительно льготников и по администрированию данного налога. К примеру, несовершеннолетние воспользоваться льготой, по сути, не могут, потому что они сами не оплачивают номера в гостинице. Обычно это делают родители либо организация, например, спортшкола или клуб, когда детская команда приезжает на соревнования, и договор в этом случае составляется с юрлицом.

Вторая проблема, которую выделяют представители бизнес-сообщества, связана с размером турналога. Сбор и для пятизвездочного отеля, и для глэмпинга - один процент от суммы расходов на проживание, но не менее 100 рублей в сутки. Но если для постояльцев первых эта сумма несущественна, то гости хостела считают каждую копейку. По словам президента Ассоциации малых гостиниц и хостелов Екатеринбурга Владимира Окунькова, первый результат введения нового налога уже налицо: бизнес фиксирует минус 15 процентов загрузки хостелов и малых отелей Екатеринбурга. Люди или не приехали, или выбрали другой вариант проживания, где каким-то образом удается избежать строгой отчетности.

После введения нового платежа загрузка хостелов и малых отелей снизилась на 15 процентов

Кстати, это третий минус турналога: на рынке усиливается недобросовестная конкуренция, и средства размещения, которые включены в реестр, проигрывают тем, что продолжают действовать в теневом секторе. Сюда же можно отнести посуточную аренду жилья.

- У нас на Урале нет массового туризма, большая часть гостей - командированные, приехавшие по делам. Это примерно 75 процентов турпотока. Введение налога вполне себя оправдывает в Сочи, Санкт-Петербурге или на Байкале, где действительно очень много туристов. У нас же оно приводит к удорожанию проживания в малых средствах размещения на 15-30 процентов. Бизнес пытается заложить сам налог и расходы на его администрирование в стоимость размещения, но по факту констатирует отток гостей, - сокрушается Владимир Окуньков.

Отельеров не устраивает и механизм распределения собираемых ими средств - они идут в общий городской котел. Нет никакой гарантии, кроме устных договоренностей с мэрами, что поступления пойдут на развитие туристской инфраструктуры.

Максим - владелец небольшого глэмпинга неподалеку от Екатеринбурга. Участок предприниматель взял в аренду у лесного фонда на 40 лет: построил домики с террасами, где можно провести выходные с семьей или компанией. Формат востребованный, и все же год на год на Урале не приходится: планы срывают то дожди, то обилие комаров. Так что больших доходов пока не было. Да и вообще введение турналога, считает предприниматель, для нашего региона явно преждевременно: каких-то уникальных зон отдыха на Урале мало, и в конкуренции за гостей Первоуральск, Березовский или Реж проигрывают Тюмени, где много термальных комплексов. Ну а если все-таки собирать налог, было бы разумно тратить его на совершенствование самого туркомплекса, например, благоустройство прилегающей территории. Правда, и этот подход эффективен только в отношении тех бизнесменов, у кого земля в собственности, а не в аренде.

- Для маленького бизнеса турналог - это дополнительные проблемы. В этом сезоне и так гостей меньше, так еще у них останется негативное впечатление: какой-то налог здесь придумали! Не хочется, чтобы его ассоциировали с тем делом, в которое ты вложил столько сил и средств, - подытожил владелец глэмпинга.

Конечно, пока выводы делать рано, более полная картина будет к Новому году, когда представители отрасли отработают все сезоны. Однако в Центре региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН уже провели первичный анализ по ряду городов. Как рассказал кандидат экономических наук Павел Глухих, в Санкт-Петербурге до 40 процентов мест размещения под действие турналога не подпадают. Вероятно, для Екатеринбурга возможен тот же сценарий.

- Думаю, нужно продолжать искать компромисс. Налог принят поспешно, нуждается в корректировке, в научном обосновании, - отмечает ученый. - Один из главных выводов, к которому мы пришли: важен именно целевой подход к распределению денег. Если бизнес будет видеть, куда пошли собранные им средства, что они улучшают условия для развития туризма, противостояния не будет.