Художник Евгения Малина из Балашихи: о творческом пути и экспедиции в Арктику
«Когда находишься в нужном месте и занимаешься своим делом, начинаешь верить в чудеса», — так считает художник из Балашихи, член Союза художников России (МОСХ), организатор проекта «Северные пленэры Арктика» и преподаватель Колледжа дизайна и декоративного искусства имени С.Г. Строганова Евгения Малина. О выборе профессии, любви к Русскому Северу и заветном рейсе в Арктику она рассказала «Большой Балашихе». Цель — стать художником Евгения Малина родилась и выросла в Балашихе. С детства любила рисовать и, как сама признаётся, всегда мечтала, чтобы её жизнь была связана с рисованием и путешествиями. «Я считаю, что мне очень повезло. Когда я была подростком, то особенно не увлекалась ничем, и, можно сказать, что живопись как-то облагородила мою жизнь. У меня появилась большая цель — стать художником, научиться писать так, чтобы мне самой нравилось. Я хотела получить такие навыки, чтобы могла писать всё, что захочу: и человека, и природу, и жанровую картину», — рассказывает Евгения Малина. Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Окончив школу в 2007 году, Евгения поступила в Московский государственный областной университет. Затем, в 2011-м, продолжила обучение в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Русский Север За время учёбы в академии Евгении Малиной удалось побывать на выездных практиках в Санкт-Петербурге, Кириллове, Суздале. А потом случился Русский Север. «Я много путешествовала, бывала в Италии, Голландии, Германии, Франции. Удалось поездить и по России — у меня родители любят путешествовать, да и много друзей по всей стране, которые приглашали в гости. Но такого желания писать всё, что тебя окружает, как на Русском Севере, у меня не возникало нигде. Север — это, в первую очередь, особенные люди, очень отзывчивые, всегда готовые помочь. Они суровые, но в то же время очень радушные и гостеприимные», — отмечает Евгения Малина. Впервые на Русский Север художница попала в 2018 году. Поездка в деревню Кимжа Мезенского района Архангельской области была не из простых — сутки на поезде из Москвы до Архангельска, а потом восемь часов на машине по грунтовой дороге. «Это была очень труднодоступная деревня, она тогда только вошла в список самых красивых деревень России. Я поняла, что там очень интересный ансамбль — Одигитриевская церковь, поморские дома-ковчеги, огромные и вытянутые, речка, весь ландшафт в целом. Такое сосредоточение образов в одном месте — это было моё окно в Север, главное моё открытие», — добавляет Евгения Малина. Когда видишь красоту, хочется разделить радость от увиденного с другими — тогда и впечатлений становится больше, считает художник. Так любовь к Русскому Северу дала начало проекту «Северные пленэры «Северные пленэры “Арктика”». «В какой-то момент мы вместе с моим другом Настей Сажиной подумали, что больше не хотим ездить на Север вдвоём, а будем брать с собой команду единомышленников — художников, у которых есть уже хороший пленарный опыт, опыт работы с масляной живописью. Тех, кто не боится трудностей или плохой погоды», — поясняет Евгения Малина. Кенозерский национальный парк, деревня Вершинино, Кольский полуостров, Хибины, Кировск, Териберка, Рабочеостровск — такова обширная география северных выездов художников-пленэристов. А в 2025-м Евгении удалось присоединиться к экспедиции в Арктику и выйти в открытые воды Северного Ледовитого океана. От Колгуева до Шойны Экспедицию на судне «Михаил Сомов» Евгения Малина называет одной из историй чудес. «Довольно давно уже существуют проекты, по которым художников отправляют в Арктику на ледоколе, однако попасть туда очень сложно. Купить путёвку стоит несколько миллионов рублей — для обычного человека такое путешествие сравнимо с полётом в космос, это просто не под силу. Два года я следила за государственными программами, по которым художников отправляют в Арктику, но попасть в них было довольно сложно. И так случилось в этом году, что фонд “Линия культуры” организовал большой проект, и куратор Анастасия Панова искала художников — не именитых, а тех, кто отвечает школе реалистической живописи. А я, уже отчаявшись, что когда-нибудь попаду в Арктику, написала на своей странице в соцсети ВКонтакте об этой мечте. И вот через два дня ко мне в друзья добавляется куратор проекта и предлагает поехать. Это было настоящее чудо!» — делится художник. В творческую экспедицию Евгения Малина отправилась с художниками Ильёй Козловым из Санкт-Петербурга, Дмитрием Гусевым и Владимиром Спиридоновым из Москвы. Стартовав из Архангельска, «Михаил Сомов» преодолел около 2,8 тысячи километров, пройдя остров Колгуев, мысы Святой Нос и Канин Нос, посёлки Шойна, Северный, Индига. «Вообще рейс делится на две части, каждая из которых длится около двух недель. Мы вышли в рейс 23 июня, а обратно должны были вернуться 5-7 июля, но из-за технических неполадок вернулись немного раньше — 3 июля. Многие говорят, что север холодный, мрачный, что там сдержанная палитра. Но это не так. Наоборот, на севере всё ярче, красочнее и контрастнее. Если небо — то от синего до чёрного цвета, если земля — то бордово-рыжая, бордово-зелёная, вся в ягеле, мху и карликовых берёзках. Север — он очень яркий», — добавляет Евгения Малина. Наиболее контрастными по цветам художник называет мысы Святой Нос и Канин Нос, природу которых она запечатлела на нескольких этюдах. А единственный населённый пункт на острове Колгуев, посёлок Бугрино, и посёлок Индига — это уже совсем другая Арктика, отмечает Евгения. «Мы прибыли на Колгуев, а позже в Индигу, и там уже лежали метровые сугробы! Там полярный климат, где-то может лежать снег, а где-то полностью выжженная земля, всё выдуло ветрами. Минусовая температура там бывает даже летом. Очень разная природа — где-то каменистый берег, где-то песчаный. Мы были в посёлке Шойна, там произошло опустынивание почвы. Дюны там порой заваливают дома до середины, и жители ежегодно нанимают экскаваторы, чтобы откапывать их», — рассказывает художник. Писать этюды участникам экспедиции приходилось в любое время суток и в любых погодных условиях. Не пугали ни дождь, ни холод, ни сильный ветер. «Первое время, когда мы возвращались на судно, нас никто не встречал там с распростёртыми объятиями. Вероятно, у многих бытует мнение, что художники живут богемной жизнью, не работают, а только отдыхают. Однако дня через два команда увидела, как мы усердно трудимся, по восемь часов стоим на холоде, на ветру, даже не отходя с места. И тогда, видимо, все поняли, что люди собрались идейные, и нас зауважали», — вспоминает Евгения Малина. По возвращении из экспедиции выставка с этюдами её участников состоялась в Музее художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова. В конце сентября — начале октября там же откроется экспозиция уже с большими работами художников. Кроме того, идут переговоры о проведении выставок в Москве и Санкт-Петербурге. Запечатлеть север В конце августа Евгения Малина вместе с коллегой Анастасией Сажиной и группой художников отправится на очередные северные пленэры в Хибины. После этого планируются пленэры в Лувеньге, а также в самом северном посёлке Мурманской области — Териберке. «Село Лувеньга находится недалеко от Кандалакши, ну а Териберку знают, наверное, уже все. Я думаю, что впоследствии мы тоже сделаем выставку с ребятами, которые поедут с нами. Художники будут со всей России — из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Краснодара, Пензы», — добавляет Евгения. Идея такой выставки пока находится в разработке, а посвятить её планируют 500-летию освоения Северного морского пути. Беседовала Анастасия Кулеба