Как в Петербурге изменить логистику турпотоков так, чтобы она удовлетворяла всех
Санкт-Петербург уверенно возвращает себе статус одного из самых популярных туристических направлений Европы. По прогнозам городского комитета по развитию туризма, в 2025 году Северную столицу России посетят более 11,5 миллиона человек - это станет абсолютным рекордом за всю историю наблюдений и превзойдет допандемийный показатель 2019 года, когда город принял 10,5 миллиона гостей. Вклад туризма в экономику города стал солидной статьей пополнения городского бюджета. Чиновники рапортуют, что он вырос в полтора раза и превысил 730 миллиардов рублей.
Лето в очередях
Однако когда в туристический сезон население вырастает чуть ли не в два раза, город сталкивается с проблемой неготовности инфраструктуры к приему такого числа гостей. Туристы рассчитывают, что будут любоваться архитектурой, посещать музеи, а в перерывах - проводить время в кафе и ресторанах. Но вместо этого стоят в бесконечных очередях - в те же музеи и кафе. Даже главная улица города - Невский проспект - в разгар сезона превращается в сплошной людской поток. Сложно передвигаться и пешком, и на автомобиле. Гости города жалуются, что в сезон белых ночей забронировать номер в петербургском отеле практически невозможно. Ни за какие деньги! А потому в последнее время все чаще можно услышать, что Петербург не резиновый и не может в разгар высокого сезона создать комфортные условия для постоянно растущего числа туристов.
- Проблема не в том, что туристов стало много, а в том, что модель управления туристическими потоками в городе осталась той же, - отмечает руководитель консалтинговой компании HotConsulting Роман Сабиржанов. - Центр города продолжает тянуть на себе всю нагрузку. Это происходит потому, что основные туристические маршруты не меняются десятилетиями. Все по кругу: Невский - Дворцовая - Мойка. Итог - пробки, изношенная инфраструктура и музеи, которые физически не справляются с потоком.
Среди сложившихся проблем он также отмечает дефицит кадров в туристической отрасли. Найти сегодня линейного сотрудника в гостиницу или официанта с базовым английским становится все труднее: "Люди уходят, потому что нагрузки становятся запредельными, а гости - все требовательнее. Бизнес вынужден компенсировать нехватку персонала автоматизацией, но не все и не везде можно заменить роботом. Решение? Нужно срочно распределять поток: развивать агломерационные маршруты, вовлекать пригороды, вытягивать туриста за пределы .открыточных. видов", - уверен эксперт.
Аналитики считают, что Петербургу надо искать новые точки притяжения туристов: можно задействовать парки, промышленные кварталы, культурные центры. Но пока: "Это не туризм - это автоколлапс с элементами экскурсии", - утверждает Роман Сабиржанов. Он также считает, что пора честно сказать: Петербургу нужен не просто турист, а гость с более высоким средним чеком. Не потому что хочется "элитности", а потому что массовый поток при нынешней инфраструктуре приводит к повышенной нагрузке на город.
Рост туристического сбора, повышение средней стоимости услуг, селекция по типу аудитории - это не заградительные меры, это вопрос выживания городской среды. "Иначе получим город, в который все хотят приехать, но никто не хочет жить", - подчеркивают эксперты.
Устали от классики
В свою очередь, эксперт IBC Corporate Travel Юлия Малецкая полагает, что Санкт-Петербург, Москва и Сочи остаются лидерами среди городов по деловому туризму в стране. Но в последнее время Нижний Новгород, Самара и Ярославль наступают Питеру на пятки и уже начали перетягивать на себя внимание заказчиков групповых туров. Объяснить это можно - снова - нехваткой в городе туристической инфраструктуры.
"Пробки в Питере не уступают столичным, а специалисты местных трансферных компаний могут начать спорить между собой, кто знает город лучше, и в итоге повезти гостей мероприятия из точки А в точку Б разными путями. Если внутри делового события предполагается теплоходная прогулка, то ее нужно бронировать сильно заранее, так как спрос на них огромен и явно превышает предложение, - отмечает Юлия Малецкая. - Не лучше обстоят дела с объектами проживания и площадками для проведения мероприятий: туристы, приезжающие в наш город с деловыми визитами, жалуются, что устали от отелей и их классических конференц-площадок. У них есть запрос на такой тип объектов, как, например, лофты, а в Петербурге их уже не хватает", - заключает эксперт.
В приоритете - инфраструктура
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко соглашается, что инфраструктура Санкт-Петербурга испытывает значительную нагрузку и не всегда соответствует ожиданиям гостей, однако предлагает не драматизировать ситуацию. По его мнению, Петербург постепенно адаптируется к увеличивающемуся числу гостей.
"В городе развивается метро, хотя строительство подземки и идет медленно. По заверению властей, до 2030 года на карте города появится 10 новых станций", - напоминает он.
Также, отмечает эксперт, в городе развивается водный транспорт, открываются новые маршруты по рекам и каналам. По его словам, в планах Смольного - провести масштабную реформу водного транспорта, с помощью которой город рассчитывает обновить флот, усилить безопасность и сделать экскурсии по рекам и каналам более удобными для горожан и туристов. Петр Щербаченко уверен, что можно решить и проблему очередей в музеи, а для этого надо всего лишь увеличить время их работы и активнее использовать искусственный интеллект.
"Бесспорно, путешественников привлекает Петербург возможностью полюбоваться на белые ночи, походить по залам Эрмитажа, посмотреть на фонтаны Петродворца. Однако неразвитая туристическая инфраструктура изрядно портит имидж города", - подытоживает он.