Как в России вводили и снимали ограничения на работу аэропортов после начала СВО
ТАСС-ДОСЬЕ. 18 июля 2025 года первый за три года регулярный пассажирский рейс прибыл в аэропорт Геленджика (Краснодарский край), который не принимал гражданские воздушные суда с февраля 2022 года.
ТАСС подготовил материал о том, как менялся режим ограничений на работу аэропортов в европейской части России с 2022 года.
Ограничения полетов
После начала специальной военной операции на Украине (СВО) Россия с 24 февраля 2022 г. закрыла для гражданских самолетов часть своего воздушного пространства. С 03:45 мск 24 февраля Росавиация временно ограничила полеты в 11 аэропортов: Анапы (Краснодарский край), Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика (Краснодарский край), Краснодара, Курска, Ростова-на-Дону, Симферополя, Ставрополя и Элисты. В тот же день к списку был добавлен 12-й аэропорт - Липецк. Первоначально ограничения вводились до 2 марта 2022 г., в дальнейшем неоднократно продлевались. Уже 25 февраля 2022 г. вернулся к штатному режиму работы аэропорт Ставрополя.
С отменами рейсов столкнулись пассажиры в аэропортах, не вошедших в список Росавиации, в частности, Сочи и Волгограда. 24 февраля 2022 г. приостановил свою работу аэропорт Тамбова. 16 мая того же года гражданское авиасообщение с ним возобновилось с открытием воздушного коридора в Москву.
На время вынужденного простоя закрытые аэропорты получали субсидии из средств резервного фонда правительства РФ (около 6,7 млрд руб. в 2022 г., 7 млрд руб. в 2023 г., свыше 14 млрд руб. в 2024 г.), на них проводились работы по модернизации.
В конце 2023 г. обсуждалась возможность отмены ограничений для полетов в аэропорт Краснодара, был выполнен тестовый рейс, однако окончательное решение об открытии аэропорта Краснодара для гражданских рейсов принято не было. В 2024 г. была возобновлена работа аэропорта в Элисте, в 2025 г. - аэропорта Геленджика. По состоянию на 18 июля 2025 г. ограничения в работе других 9 аэропортов из списка продолжают действовать.
Аэропорт Элисты
26 апреля 2024 года стало известно, что международный аэропорт Элиста возобновит полеты гражданской авиации. По данным Росавиации, возможность безопасного выполнения полетов в столицу Калмыкии подтверждена специалистами Минобороны, Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ. Вся инфраструктура воздушной гавани Элисты находилась в рабочем состоянии.
Для поддержки элистинского аэропорта в период его временного закрытия правительство РФ при содействии Минтранса выделило в виде субсидий 134,6 млн рублей. В сентябре 2023 года в аэропорту был завершен капитальный ремонт пассажирского терминала площадью 2 130 кв. м. Аэровокзал оснастили в том числе современным оборудованием систем регистрации, досмотра, обработки багажа. В здании улучшено информационное сопровождение (навигация) пассажиров. В результате проведенных работ в аэропорту Элисты пропускная способность обновленного терминала увеличилась вдвое и составляет 100 пассажиров в час.
3 мая 2024 г. в пресс-службе аэропорта сообщили, что воздушная гавань полностью готова к приему и выпуску воздушных судов. Первый рейс в аэропорт был выполнен 28 мая: в Элисту прибыл Superjet 100 авиакомпании Red Wings из Москвы. Всего по итогам 2024 г. аэропорт обслужил 30 783 пассажиров.
Аэропорт Геленджика
9 июля 2025 г. Росавиация объявила, что аэропорт Геленджика готов к приему и отправке гражданских самолетов с 10 июля. В тот же день компания "Аэрофлот" объявила, что запустит рейсы в Геленджик начиная с 18 июля, с 25 июля полеты будут выполняться ежедневно. О запуске рейсов в Геленджик из Москвы, Новосибирска, Сургута и Тюмени объявили авиакомпании S7, "Уральские авиалинии" и "Ютэйр".