Новые атаки БПЛА привели к очередному транспортному коллапсу
Обновлено в 14:20
В России очередная атака БПЛА и снова транспортный коллапс — на этот раз и авиа-, и железнодорожный. Всего, по данным Минобороны, в ночь на воскресенье над российскими регионами перехватили 93 украинских беспилотника. Из них 19 были сбиты или подавлены средствами РЭБ над территорией Московского региона. И атаки БПЛА не прекращаются — утром уже пять дронов сбили над Брянской и Калужской областями и три — на подлете к Москве. Ночью обломки беспилотника упали в Зеленограде, в результате чего загорелись автомобили. Один из дронов попал в квартиру в 22-м микрорайоне. Как сообщил мэр столицы Сергей Собянин, на месте падения обломков дрона работают экстренные службы, серьезных разрушений и пострадавших, по предварительным данным, нет.
О произошедшем говорит житель Зеленограда продюсер Бизнес ФМ Рамиль Киселев:
Рамиль Киселев житель Зеленограда, продюсер Бизнес ФМ «За эту неделю это четвертая атака на Зеленоград и, наверное, наиболее интенсивная. Некоторые развлекательные заведения, ночные кафе, находящиеся в той части города, куда прилетало ранее, опустели примерно к половине одиннадцатого вечера конкретно из-за ожидания у посетителей очередной атаки. В других частях города жизнь словно шла своим чередом до начала второго часа ночи, когда начали появляться первые сообщения о звуках взрывов. Комментарии в местных чатах и к новостям в пабликах обновлялись десятками и сотнями буквально в считаные мгновения. Многие люди спешно, как по указке, начали покидать ночные рестораны, чтобы уехать домой, другие посетители принимали решение переместиться внутри заведения от окон к стенам. Одна моя знакомая по ночам работает в собственной художественной мастерской, и когда начался страшный грохот, буквально не понимала, оставаться ей на месте или выезжать домой, к пусть и взрослому, но перепуганному ребенку. Один из наиболее пострадавших — 20-й микрорайон, где у одного из домов одновременно горели две машины, обломки БПЛА повредили дома, выбили стекла в нескольких микрорайонах города. В одном из домов в 22-м микрорайоне, это район новостроек, пострадала непосредственно квартира, но к счастью, она была нежилой, в ней велся ремонт».
Об атаке беспилотников на Зеленоград рассказывает местная жительница Виктория:
«Начиная с половины первого или около часа — это в эту ночь, в прошлую ночь — начиная где-то с половины первого. Аккурат они часа два бьют — это уже второй раз так сильно, прямо рядом с нами. Как говорят люди, что летят со стороны Истры, северо-запад, оттуда летят. Бабахает очень, конечно, страшно. Мы, сидя на кухне, — я, мама и старший сын, мы подскочили все, конечно, мама аж закричала, настолько это было неожиданно. В 20-м микрорайоне у людей повыбивало окна, говорят и в 15-м выбило, горели машины. Конечно, люди в шоке, мы уже вторую ночь толком не спим, ложимся около трех. Где-то в три часа начали летать самолеты гражданской авиации. Подруга возвращалась из Калининграда, пять часов они просидели в самолете в Питере, потому что не пускали, не было полетов, небо было закрыто. Только где-то утром она прилетела. У нас теперь так: летают самолеты, значит, угрозы нет. Страшно очень, не знаешь, что ожидать на самом деле от всего этого. Мы живем на окраине Зеленограда, у нас получается 14-й микрорайон — это часть нового города Крюково. Здесь, в новом городе, только жилая зона, тут нет ни производств, ни научных центров, ничего, здесь просто жилые дома».
За прошедшую ночь в столичных аэропортах «Внуково», «Домодедово», «Шереметьево» и «Жуковский», а также в ряде региональных авиагаваней несколько раз вводились ограничения из-за атак БПЛА.
Аэропорт Ярославля не работал 10 часов, Калуги — 14 часов. Ночью также в приеме и посадке самолетов отказывал Нижний Новгород. Ограничения то снимаются, то вводятся вновь — например, калужская авиагавань и «Внуково» по состоянию на девять утра вновь были закрыты.
Как сообщают в Росавиации, менее чем за двое суток на запасные аэродромы ушло 134 самолета. В ведомстве подчеркнули, что авиаперевозчики и аэропорты работают в усиленном режиме для скорейшего возврата к штатному расписанию, ситуация управляема, у авиапредприятий достаточно ресурсов для работы в сложившихся условиях. На фоне ограничений «Аэрофлот» заявил, что вынужден корректировать расписание. О том же заявили в авиакомпании «Победа».
По состоянию на час дня вновь закрыты калужская авиагавань и столичные аэропорты «Внуково» и «Шереметьево». В последнем самолеты, по данным Росавиации, выпускают и принимают по согласованию с соответствующими органами. Пассажиров предупреждают о длительном ожидании. В петербургском «Пулково», как пишет «Фонтанка», также ряд задержек — в основном московских рейсов.
Об авиаколлапсе рассказывает москвичка Маргарита — ее сын не мог вылететь из московского аэропорта «Внуково» в Баку:
«Он летел в Париж. У него был стыковочный рейс одной авиакомпании — «Азербайджанские авиалинии». Вылет у нас был в час ночи, и к этому времени мы уже знали, что «Внуково» закрывалось дважды. Нам уже пришло уведомление, что наш рейс с часа ночи переносится почти на пять утра. Но мы не понимали, как быть с этим стыковочным рейсом, хотя это и одна авиакомпания, но понятно, что на стыковочный рейс мы уже не успеваем. В общем, мы сидим в Москве, пока не едем в аэропорт, пытаемся выяснить у «Азербайджанских авиалиний». И вроде они дают понять, что, наверное, скорее всего, рейс вас не дождется, будете сдавать билеты, переоформлять билеты. И тут нам приходит сообщение, что наш стыковочный рейс в Париж будет тоже отложен, то есть нас как бы дождутся. Мы несемся во «Внуково», стойки регистрации, и тут аэропорт «Внуково» закрывается третий раз уже за сутки. Наш стыковочный рейс отменяется, но пока не отменяется рейс из Москвы в Баку. И люди не могут начать возвращать деньги, переоформлять билеты, и все это вот так до шести утра. Конечно, толпа, крики, скандалы. Большая часть тех, кто с нами должен был лететь в Баку, — это конечно все транзитники: у кого Милан, у кого Париж. Дело в том, что ты можешь переоформить билеты на другой рейс, но этот рейс теперь в Париж будет только через день, то есть не каждый день эти вылеты. Мы там как-то с боем смогли, не отходя от этой стойки, много часов на ногах, переоформить билеты, и если все получится, то сын просто через день полетит или проделает тот же квест. В самом аэропорту при входе вроде более-менее нормально, но битвы возле стоек регистрации, потому что люди пытаются выяснить, что с их рейсом. Информации пока нет до последнего, то есть отменяется он или нет. Например, самолет, который летел за нами, чтобы нас отвезти из Москвы в Баку, он развернулся в небе, и мы узнаем это в последний момент. В попытке переоформить билеты ты узнаешь, что и билетов-то уже мало осталось, поэтому кто первый у стойки, кто условно самый горластый, у того получилось».
Авиакомпании и аэропорты неплохо справляются с текущей ситуацией, ведь это уже не первый авиаколлапс для России, но, наверное, он более серьезный, чем предыдущие, говорит гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачев:
Виктор Горбачев гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта «Конечно, идут сбойные ситуации: то никого нет, то вдруг несколько сразу бортов садится, которые уходили на запасные. Конечно, это дополнительные сложности, дополнительные трудности, особенно еще нагрузка, если это какие-то международные рейсы. Даже наши, из СНГ, все равно это нужно проходить паспортный контроль. Это сбойные какие-то ситуации идут в багажном отделении, там эта проблема, но справляются. Но больше всего, конечно, трудности у наших управленцев, управление воздушным движением. Потому что там в свое время все согласовано расписание, что в этой точке, в это время должно быть воздушное судно, а на самом деле оно задерживается или ушло куда-то на запасной. Значит, быстро нужно менять, а потом же они возвращаются сразу. Здесь, конечно, на них колоссальная нагрузка. Да, потери идут, особенно теряют авиакомпании, потому что уходят на запасные, приходится платить за взлет, за посадку. А если еще и длительная задержка, то за использование аэровокзала, за подачу или трапа, или автобуса — это, конечно, дополнительные траты. В прошлом году у нас аналогичное было, но, правда, что-то в этом году усилилось. Но, несмотря на все эти катаклизмы, у нас в прошлом году авиакомпании работали с колоссальной прибылью, какие-то там миллиарды, как отчиталась Росавиация. Наверное, как-то адаптируются к этим вопросам».
Как пишет РИА Новости, на фоне массовых задержек авиарейсов в «Шереметьево» в воскресенье возникла конфликтная ситуация — пассажиры авиакомпании «Победа», которые должны были вылететь в Минводы в субботу вечером, заблокировали отправку аналогичного воскресного рейса. Люди требовали у представителей перевозчика объяснений, почему летят не они. Сообщается, что после 20-часовой задержки рейс «Победы» все-таки вылетел из Москвы и уже приземлился в Минводах. Авиакомпаниям приходится из двух плохих вариантов выбирать лучший, объясняет заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:
Олег Смирнов заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора «В этой сумятице иногда очень трудно найти приоритет, потому что все зависит от самолетов, которые отсутствуют. Вот он улетел на запасной аэродром в Питер вместо Москвы, и не на чем вообще лететь из Москвы, понимаете, потому что они все сидят где-то в других аэропортах. Пока вернется этот самолет, пока он техническое обслуживание пройдет, проходит какое-то время. И получается так, что самолет возвращается и появляется для выполнения рейсов, и тут стоит дилемма: кого — вчерашних пассажиров перевозить или сегодняшних? Если сегодняшних пассажиров, то ты удовлетворяешь пассажиров, вылетающих из Москвы, и тех, кто летит из Питера или из другого города, то есть две партии удовлетворяешь. А если ты везешь оставшихся вчера, то ты удовлетворяешь только одну партию и ставишь под угрозу задержки две партии пассажиров, и поэтому отдается вот такое предпочтение. Но тут еще считать надо, прикидывать количество. Предположим, если вчерашних пассажиров накопилось больше, чем летят сегодня по расписанию, то предпочтение отдается этой массе. Тут вступает мозговая работа и работа профессионалов, которые прикидывают, как из двух худших вариантов выбрать лучший, и не всегда это в пользу тех, кто задержался».
В прокуратуре заявили, что на фоне ограничений в аэропортах столичного авиаузла отслеживают обеспечение прав пассажиров: организованы надзорные мероприятия.
Кроме трудностей с авиасообщением, большая проблема вторые сутки и на железной дороге. В пятницу поздно вечером обломки сбитого БПЛА упали на железнодорожные пути в Ростовской области в районе станции Лихая, после чего образовались значительные задержки пассажирских поездов — у некоторых она составляла более 12 часов. Всего в железнодорожную пробку встали сотни поездов южного направления. РЖД сообщает, что задержки коснулись 132 поездов. Рассказывает Вера Южанская, главный редактор ростовской газеты «Наше время»:
Вера Южанская главный редактор ростовской газеты «Наше время» «Поезда уже пошли, потому что тепловозную тягу они действительно применили, растащили то, что было, но там специфика в чем — те, кто самым первым остановился, уйдут не в первую очередь. Вот в чем дело. Ну, я надеюсь, что сегодня до конца дня все это уже будет совершенно нормально. Делают, делают при непрерывном режиме. То есть какую-то уже времянку кинули, какое-то напряжение пошло, его не хватает, естественно, для всех. Но тем не менее оно уже есть и делают. На главном вокзале в Ростове выдают еду и воду. Это я сама видела. Что в остальных поездах, не могу вам сказать, не знаю, но, во всяком случае, РЖД отчитывается о том, что выдают эту еду. Людям очень тяжело, и это понятно. Если нет кондиционеров, то вы сами понимаете, что происходит в вагонах, но надо сказать, что какого-то возмущения, непонимания не было. Я созванивалась с ребятами в Каменске. Люди достаточно терпеливо относятся к происходящему, хотя и раздражение понятно, и сложности, там же и дети едут. Ну, в общем, это все не очень хорошо для любого человека будет. Конечно, мы понимаем с вами, что на каком-то участке может быть элементарное разгильдяйство, недопонимание и все остальное. Тот самый человеческий фактор, но в основном дают и воду, и дают еду».
Не менее суток уйдет на восстановление графика движения поездов. Ситуация, конечно, отражается и на работе вокзалов, там скапливается много людей. Туроператоры готовы помочь туристам, которые не могут вернуться с южных курортов из-за задержки поездов.