Корреспондент "РГ" добиралась до Москвы в задержанном из-за атаки БПЛА поезде
Возвращаясь из Ростова-на-Дону в столицу, я выбрала самый быстрый маршрут - удалось урвать последний билет, и я уже мысленно представляла, как сяду в поезд в 21.14 и уже в 13.30 окажусь на Казанском вокзале. Но все пошло не по плану...
Сотни пассажиров, десятки задержанных рейсов, растерянные лица и гул тревожных разговоров. Причина - вражеская атака на инфраструктуру станции Лихая под Ростовом. Эхо ЧП докатилось до главного железнодорожного вокзала донской столицы, превратив планы тысяч людей в томительное ожидание. Корреспондент "РГ" оказалась среди них. Почти четыре часа я провела у табло, наблюдая, как на платформы начинают прибывать составы, опоздавшие на целый день. Новостные ленты пестрили сообщениями: 50 поездов застряли в Ростовской области.
Оперативные службы работали действительно оперативно, но ожидание затянулось. Некоторые уже ждали любой поезд - лишь бы уехать. Мужчина в белой футболке с характерным акцентом и лицом, заостренным усталостью, был уверен, что тоже ждет. Но, как оказалось, он ждал уже ушедший поезд.
- Как?! - его крик заставил вздрогнуть полвокзала. Он тыкал пальцем в строку своего поезда до Владикавказа. - Как ушедший?! Я ж его с восьми утра ждал! Где он? Куда?!
Хаос задержек, общая нервозность - он пропустил объявление, не услышал, не понял или проспал. "Кассирша говорила: "Ваш придет только ночью!" Ночью! Я ж сидел, ждал! Как так-то?" Словно ошпаренный, он рванул к кассам. Очередь, увидев его отчаяние, расступилась. К счастью, ему не только оформили возврат билета, но и вернули полную стоимость. В связи с особыми обстоятельствами. (Обычно в такой ситуации удержали бы больше половины суммы.) Пассажир схватил деньги и растворился в толпе.

"Жду поезд до Крыма!" - ворчал седой мужчина в кепке, нервно тыча пальцем в табло. "А мы сдаем! - решительно заявила молодая пара рядом, хватая чемоданы. - До Москвы на автобусе 15 часов, но он хотя бы уедет. Автовокзал рядом. Пошли!"
Я осталась. Как и многие. Вокзальные службы организовали раздачу воды. Скромные пол-литровые бутылочки, но как это было важно! Тем, кто проголодался, протягивали упаковки галетного печенья. На вокзале работали волонтеры. У продуктовых киосков доходы явно выросли. Мороженое втридорога (по 230 руб. за стаканчик обычного пломбира) разлеталось как горячие пирожки. Мест на скамейках не хватало. Люди сидели на чемоданах, на полу, прислонялись к стенам. И все это время по перрону размеренным шагом ходил мужчина в нарядной белой рубашке с ярким букетом. Он ловил взглядом каждый прибывающий состав. Когда мой поезд наконец объявили в первом часу ночи, он все еще стоял на перроне. Цветы чуть поникли.
Вокзальные службы организовали раздачу воды. Проголодавшимся протягивали упаковки галетного печенья. Мест на скамейках не хватало. Люди сидели на чемоданах, на полу, прислонялись к стенам
И вот долгожданное сообщение: "Поезд номер 11 Анапа - Москва прибывает на второй путь". Наконец-то! Хватаю рюкзак и бегу к своему вагону. В плацкарте на удивление прохладно. Вагон практически полный. Люди возвращаются с моря. Усталая проводница проверяет билет. Пассажиры на полках выглядят измученными. Не мудрено: их поезд вышел из Анапы с задержкой в четыре часа. " ЧП застало нас, когда мы только в Анапу ехали. Простояли под Лихой почти десять часов," - вздыхала проводница.
В вагоне чисто и удивительно комфортно. Хоть и плацкарт, но с душем! Кондиционер боролся с июльским пеклом. Тронулись! И наконец удалось прилечь. Но утром цифра опоздания пугающе выросла еще на четыре часа - снова долгая стоянка, пропуск скопившихся поездов. По расписанию мы должны были уже пить кофе в Москве (13.30!), но к этому часу не доехали даже до Рязани (от нее до столицы еще часа три).

Поезд рванул вперед, сокращая стоянки до минимума. Курильщики страдали молча, читая грозное предупреждение в туалете: "Курение запрещено" (штраф до 1500 рублей). Молчали... пока не взвыла пожарная сигнализация!
Проводница сорвалась с места: "Опять?! Родные мои, ну сколько можно?! - в ее голосе звучала не злоба, а безнадега. - Поймите же! Сигнализация - и тут же отрубаются свет и вентиляция! На полчаса минимум!"
Так и вышло. Кстати, нарушителя не оштрафовали. Но полчаса мы ехали в духоте. Аргумент оказался железным: больше в туалете не курил никто. Жара - самый строгий и убедительный инспектор.
А часов в 17 случилось маленькое чудо: нам принесли горячий обед! Всех пассажиров кормили бесплатно. Гречка с тушеной говядиной и фасолью, скромный десерт и вода. Хоть по тарифу и не положено. Спасибо!
Пассажиры сразу оживились. Завязались разговоры. "Я опаздываю на самолет, рейс в Новосибирск! - волновалась женщина напротив, беспомощно разглядывая телефон. - Связи-то нет толком".
Рядом со мной мама с двумя загорелыми сыновьями-погодками делилась впечатлениями от Анапы: "Отдыхали недельку. Снимали квартиру, обошлась в 20 тысяч. Пугали, что море грязное, но пляж и вода чистейшие. Накупались!"
В итоге наша "победа над обстоятельствами" обернулась почти семичасовым опозданием. Усталые, но не сломленные, мы все же добрались. Заслуга в этом и стойких проводников, которые, несмотря на адский график, сохраняли выдержку и человечность. И самих пассажиров, которые проявили редкие в таких условиях понимание и терпение. Ну и, конечно, сотрудников железной дороги и оперативных служб, работавших на месте ЧП.
Москва встретила нас в 20.10 суетой Казанского вокзала. За спиной остались хаос Ростова, отчаяние после пропущенного поезда до Владикавказа, тихая драма мужчины с цветами, звук пожарной сигнализации и приятное послевкусие гречки. Для многих, и для меня в том числе, это путешествие стало личным опытом выживания в транспортном коллапсе.