Как в Херсонской области восстанавливают леса

Херсонская область богата девственными природными просторами и имеет большой потенциал в сфере "зеленого" туризма, который используется пока не полностью. Но все начинается с малого. Специалисты изучают ущерб от военных действий, нанесенный природе, чтобы в будущем восстановить утраченное. Об экологической ситуации на Херсонщине и ее туристических возможностях "РГ" рассказал министр природных ресурсов, экологии и рыболовства Николай Быстрянцев.

Как в Херсонской области восстанавливают леса
© Российская Газета

Николай Юрьевич, в области обсуждается возможность развития "зеленого" туризма - маршрутов по национальным паркам и заповедникам, строительство туристической инфраструктуры. Насколько это реально в условиях СВО и что для этого необходимо?

Николай Быстрянцев: Несмотря на сложную обстановку в плане безопасности на Херсонщине, развитие туризма у нас возможно и важно для возрождения региона. Уже второй год туристов принимает биосферный заповедник "Аскания-Нова". В нем разработано три маршрута: экскурсии по степи или сафари, дендропарку и зоопарку.

Кстати, "Аскания-Нова" - старейший в России заповедник, ему уже 150 лет назад. В прошлом году в нем побывали около десяти тысяч гостей.

К сожалению, это пока единственный доступный объект экотуризма в области. У нас много необычных мест, но попасть туда сегодня нельзя, так как они находятся вблизи линии боевого соприкосновения. Необходим специальный пропуск, и даже если он будет, не стоит рисковать.

Что советуете посетить на Херсонщине, когда закончится СВО?

Николай Быстрянцев: Алешковские пески, самую большую пустыню в Европе, и Нижнеднепровский природный парк, он находится на островах на Днепре. Очень живописные места. Увлекателен Черноморский биосферный заповедник, получивший недавно статус особо охраняемой природной территории России.

Природная жемчужина Джарылгач - необитаемый девственный остров, испокон веков на нем живут лишь животные, птицы и насекомые.

Посмотрите, вот он зеленым цветом выделен на карте. Расположен на Черном море, Николаево-Одесское направление. До войны туда переправлялись на лодке за 10 - 15 минут.

На острове обитают олени, их насчитывалось около полутора тысяч. Водятся муфлоны, дикие бараны. Сколько их сейчас осталось, неизвестно. Подсчет животных не ведется уже три года, потому что в небе над Джарылгачем летает много вражеских БПЛА.

В этих местах сохранилась туристическая инфраструктура - гостиницы, кемпинги?

Николай Быстрянцев: В Нижнеднепровском парке они точно пришли в упадок, что связано с подрывом Украиной Каховской ГЭС. Уровень воды тогда так поднялся, что залило большинство зданий чуть ли не до крыши, некоторые постройки вообще смыло. Сейчас это безжизненная зона, по которой проходит линия соприкосновения.

Подсчитывали ущерб, который наносят природе боевые действия, или это пока невозможно?

Николай Быстрянцев: Можно посчитать примерный ущерб, нанесенный пожарами от взрывов и от теракта на Каховской ГЭС. Война закончится, тогда будет полная определенность.

Ясно, что природа сильно пострадала. Сотрудники Южного филиала ВНИИ "Экология", который открылся в Донецке, проводят на Херсонщине исследования, понятно, в безопасных местах. Они создают Белую книгу новых регионов России, собирают информацию об ущербе, нанесенном природе боевыми действиями и в результате бесхозяйственного отношения украинской власти. Негативные последствия для экосистемы и сельского хозяйства ощутимы.

Например, что касается пожаров, только в прошлом году на Херсонщине выгорело 16 тысяч гектаров леса. Большая цифра для региона, где искусственный, рукотворный лес составляет сто тысяч гектаров. При низовом пожаре лесные угодья восстанавливаются, если верховой - остается выгоревшая земля.

В первом полугодии этого года пожаров было многократно меньше, чем за тот же прошлогодний период. Спасли сильные дожди, да и боевые действия велись не так активно. В регионе хватает противопожарной техники, закупаем ее ежегодно. От украинского наследия, конечно, ничего целого не осталось. Пожары тушим нередко совместно с военнослужащими Минобороны.

Охота в ваших лесах, наверно, пока под запретом?

Николай Быстрянцев: Охотиться можно на определенных территориях. Поэтому проводится изучение среды обитания диких животных. Охота - не просто развлечение,здесь необходим научный подход.

Наладили систему выдачи охотничьих билетов, чтобы наши жители могли оформлять оружие и охотиться не только на Херсонщине, но и в других регионах. С этого года охотничий билет в области можно получить, не выходя из дома, через портал "Госуслуги", с этой целью подписаны договоры с тринадцатью МФЦ. Далеко не во всех регионах страны этот механизм работает. У нас выдано более 1500 охотничьих билетов.

Насколько актуальна проблема несанкционированных свалок?

Николай Быстрянцев: В красную зону не попадаем. Стихийные свалки остались с украинского периода. Вопрос об их ликвидации решается.

Запланировано создание трех полигонов хранения и утилизации твердых бытовых отходов. В этом году проектируем первый. Через год начнем строить.

В области часто проводятся субботники, в том числе в рамках федеральных акций по очистке берегов рек. Наши жители охотно в них участвуют. К лету привели в порядок все пляжи. Посадили немало деревьев, а к Девятому мая состоялась яркая акция - на площади около трех гектаров высадили деревья в виде слова "победа", которое читается даже из космоса.