Гибкая нить Приэльбрусья уходит в прошлое?
Как прокладывают газопровод на участках, где, казалось бы, сделать это невозможно? Что делают специалисты, когда авария на сетях неизбежна? И как создаются живописные арочные узлы, больше напоминающие произведения архитектурного искусства? Рассказываем на примере КБР, больше половины территории которой — горная.
Кабардино-Балкария — полностью газифицированный регион. Баксанское ущелье подключили еще в 2003 году. И хотя прослужить эта ветка, где использовали уникальную в масштабах страны гибкую нить, должна была не менее 40 лет, природные особенности высокогорья внесли свои коррективы. В течение 2020−2025 годов здесь реализовали специальную программу по реконструкции газопровода высокого давления «Тырныауз — Азау», включающего 10 сетевых участков.
Нить над рекой
Длинные тонкие трубы нависают над кипящими потоками реки Баксан. Она течет из ледников самого Эльбруса, и характер этой «горной красавицы», особенно в период паводка, непредсказуем, в чем много раз убеждались и местные жители, и туристы.
Кажется, еще немного, и вода унесет металлические линии. Но на деле гибкая нить (именно так называют специалисты этот вид газопровода) выдерживает многотонные нагрузки, сильный ветер и даже кардинальные перепады температуры. Все благодаря уникальным техническим решениям и смелой инженерной мысли.
Опоры, на которых держится нить, построены под определенным наклоном, не совсем перпендикулярно земле, — так вес конструкции распределяется равномерно. Удивительно, но эти трубы держатся за счет обычной сварки.
— К примеру, в селении Верхний Баксан длина конструкции достигает почти 300 м. Такого объекта в стране больше нет, — рассказывает начальник производственно-технического отдела компании «Газпром газораспределение Нальчик» Арсен Гоноков.
Переходные мосты
Переходный мост на изгибе реки у Верхнего Баксана считается самым сложным и трудоемким в исполнении. Из-за особенностей рельефа его строили целых два года. Кстати, и проектировщики, и строители объектов — местные жители. Они же устанавливали высшую газовую точку в стране — узел на поляне Азау (высота около 2 300 м).
— Такие новые трубопроводы могут эксплуатироваться до 50 лет, — поясняет Арсен Гоноков.
Туристическая группа из Москвы на большом двухэтажном автобусе делает остановку у реки недалеко от выезда из Тырныауза в сторону Приэльбрусья. Отдыхающие, вооружившись телефонами для фотосъемки, направляются в сторону большого желтого сооружения, переброшенного через реку Баксан. По виду это пешеходный мост. На деле — переходный газопровод. Причем построенный в сложном архитектурном решении — металлическое кружево так искусно вписано в живописную красоту гор, что хочется как минимум подойти поближе и рассмотреть. Однако сделать это непросто: огромные бетонные опоры достигают высоты двух-трех метров от земли, на них уложена уже сама конструкция.
А строится все это так: русло реки уводят в сторону, специальная буровая установка закапывает опоры на глубину до 3 м, в них заливается бетон, сверху укладывается арматура. Затем опоры красят мастикой для влагостойкости и дополнительной прочности. И только потом ставится сам железный каркас, служащий своего рода подставкой для газопровода.
Столь пристальное внимание к основанию объясняется гигантскими нагрузками от горных рек, подвижных грунтов и «живых» скальных пород. Для газовой отрасли Кабардино-Балкарии такие конструкции в горах — относительно новое техническое решение. Хотя в стране их активно применяют, к примеру, на черноморском побережье.
А гибкая нить постепенно уходит в прошлое. Увидеть это чудо инженерной мысли еще можно в Черекском и Баксанском ущельях, в селении Хасанья.