Как турналог работает против турпотока: первые итоги в Екатеринбурге
Депутаты екатеринбургской городской Думы одобрили с 1 января 2025 года введение туристического налога (ТН) в Екатеринбурге. Ассоциация малых гостиниц и хостелов направила десятки обращений в разные инстанции о негативных последствиях такого шага, но власти серьезно к ним не прислушались. Президент Ассоциации Владимир Окуньков уверен, что ТН негативно влияет не только на бизнес малых средств размещения (МСР), перекрывая ему кислород, но также непосредственно на туристов. В результате введения турналога снижается турпоток.
Снижение количества туристов — основная цель ТН
«Турналог придумали во Франции более 100 лет назад, — рассказал ИА «Уральский меридиан» Владимир Окуньков. — Франция, как и раньше, остаётся на первом месте в мире по посещаемости туристами. Таким образом, ТН изначально был придуман там, где есть проблема «избыточного туризма» (овертуризм) — ситуация, когда поток туристов превышает возможности туристического объекта. Например, это переполненные отели и рестораны, пробки на дорогах, толпы людей на улицах. В регионах избыточный туризм может возникать в локациях с преобладанием национальных парков и заповедных мест. В частности, более 1 млн человек в месяц приезжает в Амстердам. А Балеарские острова в Испании посещают более 15 млн человек в год, при том что местных жителей там всего около 1,5 млн. Вот в таких местах вводить ТН целесообразно. Напротив, там, где требуется увеличивать число туристов, введение ТН лишь навредит».
Как полагает Владимир Окуньков, любой муниципалитет в мире, вводя турналог, преследует две цели — снижение турпотока и использование средств с турналога на устранение последствий избыточного туризма. Это вторая важная цель турналога — устранение последствий избыточного туризма. То есть деньги, которые туристы оставляют в регионе в виде ТН, должны направляться на восстановление и развитие туристической инфраструктуры. Однако в регионах, где турпоток не избыточен, в первую очередь необходимо направить силы на увеличение числа туристов, тогда как введение ТН в низко посещаемых гостями регионах приводит к обратному результату.
«К примеру, в государстве Бутан турналог 200 долларов с человека. Им не нужен массовый туризм, стратегия такая – гостей меньше, но гости эти богаче. Бутан тем самым старается сохранить первозданный вид своей страны, природы и заповедных мест, плюс что-то заработать на обеспеченных туристах, которые всё же приедут», — поясняет собеседник нашего агентства.
Уменьшение турпотока в регионах — первые итоги введения турналога
«Мы с коллегами подбили итоги первых пяти месяцев этого года, так падение загрузки отмечают все, хостелы – 15%, а у больших отелей — 11%, — приводит данные Окуньков. — И однозначно связываем это с новым налогом. Мы же ежедневно общаемся с гостями и знаем их настроения».
По мнению эксперта, возможность применять турналог в муниципалитетах по решению местных властей — это правильная стратегия государства. Ведь только на местах есть понимание о текущей ситуации с туризмом. Но ТН, к сожалению, стремятся ввести практически везде.
«В идеале, я считаю, местные власти при принятии решения ввести у себя в регионе ТН должны сначала поставить вопрос так: нам нужен турналог или увеличение турпотока? — поясняет эксперт. — Если необходимо сокращать количество туристов, то вводим ТН, а если в планах — сохранение и увеличение турпотока, то турналог вводить нецелесообразно, так как это приведёт к снижению числа туристов».
Почему ТН вредит развитию массового внутреннего туризма в России
Российские власти сейчас активно инициируют проекты, направленные на развитие туризма в стране. Это и Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», и государственная программа «Развитие туризма». Но получается, что ТН работает против развития туризма. А значит, и против всех этих Программ, Стратегий и даже Нацпроекта. По сути — против развития массового внутреннего туризма.
Владимир Окуньков поясняет, что из-за турналога туристы предпочитают селиться не в классифицированных хостелах и гостиницах, которые платят налоги государству и соблюдают множество других обязательных требований, а подешевле в нелегальном секторе у частников. Получается, что ТН приводит к стимулированию «серого рынка», в ущерб легальным малым гостиницам и хостелам, многие из которых просто перестанут существовать.
«А развивать массовый внутренний туризм без достаточного количества доступных малых средств размещения эконом-класса невозможно, это утопия», — подчеркнул Владимир Окуньков. — По данным статистики, 80% населения России имеют не высокие доходы, и понятно, что удорожание бюджетных гостиниц на 15-30% из-за ТН больно бьёт по кошелькам большинства наших людей. Резкое удорожание гостиничных услуг ведёт к исчезновению массового туризма. Многие начинают сокращать свои поездки или останавливаться в нелегальном «частном секторе».
Авторитетные эксперты уверены, что необходимо сначала развить туризм в регионе, кратно увеличив турпоток, а лишь после этого вводить ТН. Только так от него будет эффект для экономики региона в частности и страны в целом.
«Недавно в Центре региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН провели первичный анализ практики применения ТН по ряду городов, — рассказал Владимир Окуньков. — Как отметил кандидат экономических наук Павел Глухих: «Нужно продолжать искать компромисс. Налог принят поспешно, нуждается в корректировке, в научном обосновании». И компромисс с корректировкой я вижу такой – надо отменять (приостанавливать) ТН хотя бы для малых средств размещения «эконом класса» иначе никакого развития массового внутреннего туризма не будет, будет только дальнейшее снижение турпотока со всеми вытекающими негативными последствиями для всей индустрии гостеприимства Екатеринбурга».
Ранее мы писали, на какую сумму турналог пополнил бюджет Свердловской области и озвучивали стоимость благоустройства площади 1905 года в Екатеринбурге.