И ливень не помеха. В Дагестане выяснили, сколько горячего чая можно выпить за один присест

Самовары, мангалы и канатоходцы

И ливень не помеха. В Дагестане выяснили, сколько горячего чая можно выпить за один присест
© «Это Кавказ»

Выезжаем из Махачкалы рано утром: до мемориального комплекса «Ватан», где проходит фестиваль, три с половиной часа пути. Небо синее, солнце светит, настроение отличное. Но чем ближе к пункту назначения, тем сильнее меняется погода: с каждым поворотом темные тяжелые тучи как будто нависают все ниже и ниже.

Длинная вереница машин, припаркованных вдоль склонов, поражает воображение: это сколько же людей собралось на фестивале. До соседнего крутого холма с двумя башнями на вершине пришлось идти пешком минут 20.

На сцене артисты уже вовсю танцуют лезгинку, а чуть поодаль пространство подернуто дымкой: десять самоваров усиленно кипятят воду, а рядом на столиках выстроены башни из стаканчиков. Тут же мангалы с шашлыками, урбеч и кофе — в Дагестане без него не обойтись.

На поляне по соседству разминаются канатоходцы и музыканты. При первых звуках зурны их окружает толпа зрителей. И вот молодые артисты из студии «Пехлеван» в ярких национальных одеждах проделывают трюки на высоте нескольких метров над землей: девушка проносит на голове кувшин, наполненный водой, а ее коллега проезжает по канату на колесе.

Рядом развернулась выставка-продажа: книги по истории Дагестана, пестрые национальные платки, одежда, украшения, балхарская керамика, унцукульские изделия из дерева, мохнатые папахи и уютные тапочки, мягкие игрушки и брелоки в виде кинжалов. И, конечно же, чай из горных трав.

От пестрых прилавков идем к мечети, от минарета которой к башне на высоте 15 метров протянут канат. На него ступает колоритный мужчина средних лет. Черные волосы, гладко зачесанные назад, на плечах что-то типа меховой накидки. Это Камиль Мамаев, канатоходец в шестом поколении. Он несколько раз проходит по тросу и делает переворот. Зрители испуганно вздыхают.

В это время из самоваров продолжают разливать чай. Черный, травяной — каждый найдет по своему вкусу. На сцене выступает иллюзионист, затем продолжается концерт. За небольшой оградой компании устраивают пикники на пока еще сухой траве. Тут же возле мольбертов сидят художники, стараясь запечатлеть праздник на холстах. Поучаствовать в создании картины, кстати, может любой желающий.

Литры чая на скорость

Сколько уже выпито чая — не подсчитать. Но кульминация фестиваля впереди. Соревнования на скоростное распитие чая ждут как сами участники, так и зрители.

Под навесом длинным рядом выстроились столы, накрытые клеенкой. Сыр, сахар нескольких видов и конфеты — в помощь участникам. Поспорить за звание самого-самого любителя чая может любой желающий. Среди участников — как жители окрестных сел, так и туристы.

И вот участники рассаживаются за столами и начинается ливень. Звонкие холодные капли словно усиливают напряжение. Условия конкурса простые: кто больше выпьет чая за 15 минут. Жюри фиксирует результаты в тетрадь.

Как только стеклянные стаканы опустошаются, на столе появляются новые — с горячим чаем прямиком из самовара. Кто-то пьет чинно и неспешно, словно на приеме у английской королевы, кто-то явно торопится, заливая в себя литры кипятка.

— Степан! Степан! — подбадривают зрители своего друга, приехавшего из Краснодара.

— Да он еще пить не начал, он пока только ест, — выкрикивают болельщики другого участника, вызывая хохот в толпе зрителей.

— Чай не водка: много не выпьешь, — очередная философская фраза от публики.

Через десять минут жюри подводит предварительные результаты: большинство участников уже преодолели рубеж в 7−8 стаканов чая. Но сдаваться никто не собирается.

Финальный отсчет: пять, четыре, три, два, один! И победителем становится Магомед Алиев из селения Шангода: 12 стаканов чая за 15 минут. После небольшой передышки и признания, что последний стакан все же был лишним, мужчина делится впечатлениями.

— Я вообще просто пришел насладиться напитком, не ради приза. Специально никак не тренировался, просто люблю травяной чай, — признается Магомед.

А после конкурса вновь звучит музыка и продолжает литься чай. И даже дождь не помеха.