Путешественник рассказывает, в чём особенность этого направления, и делится личным опытом.
«Пока в диджитал-пространстве путешествия превращаются в гонку за «лайками», в реальном мире всё больше людей осознанно или бессознательно выбирают противоположный сценарий — JOMO-туризм. Аббревиатура JOMO расшифровывается как «joy of missing out», то есть «радость упущенного». И в контексте туризма предполагает радикальную смену приоритетов: вместо путешествий «напоказ», туда, где были или будут все, — фокус на собственных интересах и ценностях», — Владимир Виноградов, президент Pro-Vision, автор сообщества Vinogradov.story.
Если FOMO («fear of missing out» – «страх упущенного») заставляет нас гнаться за событиями и местами, чтобы ничего не пропустить, то JOMO предлагает радость в том, чтобы пропустить – и при этом не потерять, а наоборот, приобрести. JOMO-туризм как явление существовал задолго до того, как ему дали имя. В определённом смысле каникулы в деревне у бабушки, которых ждёшь с нетерпением весь учебный год, или спонтанный выезд с палаткой на выходные – это тоже JOMO-путешествия. Просто пару лет назад в противовес FOMO они оформились в тренд и обросли собственными принципами.
В своё первое JOMO-путешествие я отправился задолго до того, как это слово вошло в обиход. Просто однажды почувствовал, что меня «тянет» в Гималаи. Тогда, в начале 2000-х, горы не были так коммерциализированы и там можно было по-настоящему уединиться.
Знакомство с Гималаями я начал со стороны Непала. Приземлившись в Лукле, в одном из самых опасных аэропортов мира, договорился с гидом-шерпой и отправился в соло-треккинг к базовому лагерю Эвереста. С того момента прошло уже более 20 лет, а я до сих пор помню свои мысли в те дни: каждое новое утро ты встречаешь над облаками, высоко над точкой, где был вчера, а в течение дня словно проходишь сквозь них – и вот уже «утренние» облака висят над головой.
То, что для местных было совершенно привычным делом, для меня стало почти откровением: создалось полное ощущение, что здесь, на высоте 3500 м, находится выход за пределы «обычного» мира.
С тех пор Гималаи меня не отпускали. При этом в Тибете у меня был совершенно иной опыт: высокогорный треккинг с ночёвками в пещерах, где живут монахи. Нигде больше я так ясно не слышал, как звучит тишина.
И вот уже более 20 лет я часто путешествую один. Пару лет назад отправился на Курилы: плато Янкито, белые скалы залива Простор, фумарольные поля и зелёное побережье Кунашира – все эти места идеальны для JOMO-туризма.
А недавно открыл для себя Алтай – не туристический, с гостиницами и экоотелями, а настоящий. Я уезжаю на пасеку в глухую деревню, живу в доме у знакомых и поднимаюсь на холм, чтобы раз в пару дней сделать дежурный звонок семье. И всё время посвящаю созерцанию, прерываясь лишь на треккинг и пантовые ванны.
Но в поисках JOMO не обязательно забираться на край света или в совсем глухие леса. Подходящие места есть и рядом с популярными туристическими локациями – достаточно вспомнить переполненную Териберку и почти пустой полуостров Рыбачий на Кольском. И даже леса и озера в 50 км от мегаполисов: выбраться на ночь с палаткой, чтобы посмотреть на звёзды – это тоже JOMO.