Ливадийский дворец:  место, где творилась история

Крым всегда был притягателен для туристов и исследователей — настолько многослойна и разнообразна история полуострова. Южный берег со своим субтропическим климатом особенно интересен. Пальмы, опунции, огромные агавы на фоне архитектурных шедевров — между морем и горными массивами. Ливадийский дворец, одна из важнейших достопримечательностей, за несколько веков приобрел славу не просто летней резиденции, но знакового для всего мира места. При содействии Министерства культуры Республики Крым и информационной поддержке сотрудников Ливадийского дворца-музея корреспондентом MIR24.TV подготовлен репортаж об историческом месте, утонченная красота которого надолго остается в памяти.

Ливадийский дворец:  место, где творилась история
© Мир24

7 сентября на телеканале «МИР состоится показ телесериала: «Смерть шпионам. Крым — в 10.10, 13.15 и 19.00. И 8 сентября в 01.00 смотрите «Смерть шпионам. Лисья нора.

На черноморском побережье наступает бархатный сезон. Местные жители считают, что самое лучшее время для визита в Крым — апрель, май, июнь, сентябрь и начало октября. Весной море хоть и холодное, но самое прозрачное — успело очиститься за зиму, повсюду благоухание от цветущих растений, свежий ветер и еще не жарко. Осенью толща воды уже прогрета, пока не штормит, солнце не жжет, и поспевает много сезонных фруктов. И если отпуск вы планируете в окрестностях Ялты, не откажите себе в удовольствии погулять по Ливадийскому парку и Царской тропе, где в начале ХХ века любил прогуливаться Лев Николаевич Толстой.

Памятник со сложной судьбой и призрак санатория

От ялтинской автостанции до Ливадийского дворца можно добраться на автобусах и маршрутках. По дороге обязательно нужно смотреть в окно и любоваться пейзажами с зеленого горного склона Могаби: именно по нему вьется серпантин. Остановку пропустить сложно, потому что на конечной все равно придется выходить. Через ворота попадаете в сквер. Охранник обязательно подскажет, куда идти, если вы вдруг засомневаетесь.

Первыми у столовой бывшего санатория «Ливадия, когда-то единственном в Крыму, где занимались лечением и реабилитацией пациентов с кардиологическими заболеваниями, встречают три массивные бронзовые фигуры Сталина, Рузвельта и Черчилля.

Сотрудники Ливадийского дворца-музея:

«Автор памятника “Большая тройка” — президент Академии художеств России, скульптор Зураб Константинович Церетели. В 2015 года в Крыму проходила международная научная конференция “Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее”, посвященная 70-летию встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции; по окончании конференции, 5 февраля под звуки гимна России памятник был торжественно открыт. Церемонию открытия возглавил председатель Государственной думы России и Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

На самом деле памятник был изготовлен еще в 2005 году, потому что установка планировалась к 60-летней годовщине Ялтинской конференции, но крымско-татарские активисты были крайне возмущены увековечиванием образа Иосифа Сталина на полуострове, откуда по его распоряжению в годы Великой Отечественной войны массово депортировали крымских татар (не просто так, между прочим: определенный процент добровольно сотрудничал с фашистами во время оккупации в 1941—1944 годах). Да и в 2015 не обошлось без резких высказываний по этому поводу отдельно взятых представителей меджлиса. Однако объемный монумент высотой 2 метра и шириной 6 метров всем своим 10-тонным весом в этом году встретил 80-летие конференции, проходившей в Итальянском дворике Ливадийского дворца и определившей на многие годы вперед политический курс многих стран, на том же месте, где его и установили — на смотровой площадке санатория «Ливадия.

А вот оздоровительной организации повезло меньше. В 1925 году Большой, Малый дворцы, Дом барона Фридерикса и Свитский корпус отдали под первый крестьянский санаторий. Статус музея Ливадийскому дворцу вернули только в 1993 году. В 2018 году здания, некогда входившие в целостный дворцово-парковый комплекс — Прачечная с комнатой для утюга начала ХХ века, Малый служебный дом начала ХХ века и Дом свитский ХIХ века, — а потом оказавшиеся на территории санатория, продали частному лицу. И уже в марте 2019 выглядели довольно обветшалыми. Если верить информации в интернет-источниках и отзывам туристов, санаторий больше никого не принимает на лечение.

Радости и горести царской семьи

Движение к доминанте историко-архитектурного комплекса, самому Ливадийскому дворцу, напоминает ретроспективу — из середины ХХ века к его началу и прямиком в ХIХ: по каменной лестнице нужно спуститься вниз и повернуть в заросшую зеленью арку. Вынырнете как раз у бывшего санаторного корпуса №2 — Дома барона Фредерикса, до 1917 года известному как «министерский дом с квартирами фрейлин. После войны с 1954 по 2016 он снова был частью санатория, но потом отошел в ведомство Минкультуры Республики Крым. И там стали проводить временные выставки. Поэтому участь проданной недвижимости его, к счастью, миновала. Здание массивное, с крупными деталями — так называемый «прибалтийский модерн, воссозданный в 1901—1902 годах архитектором из Санкт-Петербурга, Альфредом Августовичем Бибером. На трех этажах было несколько квартир, самая большая из которых принадлежала до революции министру Императорского Двора Российской империи — Владимиру Борисовичу Фридериксу.

И оттуда уже можно идти прямиком к Большому Ливадийскому дворцу. История этого места начинается еще в 1934, когда генерал российской армии Теодосиос Ревелиотис продал участок земли Льву Севериновичу Потоцкому, русскому дипломату с польскими корнями. После его смерти в 1860 году наследники не придумали ничего лучше, чем продать имение царской семье. И с 1862 по 1866 год под руководством архитектора Ипполита Антоновича Монигетти дом Потоцких тщательно переделывали в дворец.

В 1867 году Александр II уже принимал там иностранных гостей. Среди них был и молодой писатель Марк Твен. Он отсылал свои репортажи в газету «Дейли Альта Калифорния. Впоследствии они вошли в сборник «Простаки за границей, или Путь новых паломников. Об императоре писатель отозвался иронично, но непривычно уважительно.

«У меня даже было смутное желание получше разглядеть его руки, чтобы убедиться, что он, как все мы, из плоти и крови. Вот он передо мной человек, который может творить такие чудеса, и однако, если я захочу, я могу сбить его с ног. Дело простое, и все же явно ни с чем не сообразное, все равно что опрокинуть гору или стереть с лица земли целый континент… Если бы я мог украсть его сюртук, я не колебался бы ни секунды. Когда я встречаю подобного человека, мне всегда хочется унести что-нибудь на память о нем.

Следующий царь, Александр III, тоже любил это место. Оно и стало его последним приютом. Об этом напоминает его бронзовая фигура.

Сотрудники Ливадийского дворца-музея:

«В ноябре 2017 года в Ливадийском парке был открыт памятник императору Александру III, подаренный музею Союзом художников России. Автором скульптурной композиции является Ковальчук Андрей Николаевич — скульптор, заслуженный художник России, председатель Союза художников России, академик Российской академии художеств. Место для скульптурной композиции в Ливадии было выбрано не случайно: именно здесь располагалось здание Малого дворца, который предназначался для наследника Престола Великого Князя Александра Александровича. В этом же дворце 20 октября 1894 году император Александр III скончался.

Малый дворец был разрушен в годы Великой Отечественной войны. И памятник установили именно на том же самом месте. Фигура императора как живая: будто он присел после прогулки и теперь будет вечно смотреть с высоты в море.

Крестовоздвиженская церковь стала свидетельницей присяги на верность престолу Николая II: спустя всего полтора часа после смерти отца наследник вступил в права престолонаследования. На следующий день там же состоялась панихида по почившему императору, а жена Николая II приняла крещение в православную веру с именем Александры Федоровны, оставив свое лютеранское прошлое.

Надо сказать, что именно при Александре III была возведена изящная звонница с шестью колоколами и похожая на сам домовый храм царской семьи.

Царскими тропами

От Ливадийского парка начинается Царская тропа, переименованная в советское время в Солнечную, что тоже вполне справедливо — солнца там всегда много. Ее длина составляет всего 6711 метров. Отличный терренкур для умеренной кардионагрузки, поэтому не только царские особы и живший в Гаспре в 1901—1902 Лев Толстой любили этот маршрут.

Множество смотровых площадок с изумительными видами на морские дали, тенек от деревьев, ровная тропинка. Здесь еще опять-таки с советского времени заботливо разложены камни с километражем — и никакой навигатор не нужен (сейчас это особенно актуально, к сожалению).

На одном из участков пути, еще не доходя до мыса Ай-Тодор, путников на тропе накрывает молитвенное пение мужского хора. Дело в том, что на горе Ай-Никола (святого Николая) в древности был монастырь. А в 2006 году на его фундаменте построили храм в честь святого Архистратига Михаила. И горные склоны создают прекрасный акустический эффект, поэтому отовсюду слышно.

И если пройти дальше, то можно спуститься к Ласточкину гнезду на мысе, а потом вернуться в Ялту уже на транспорте. Автор статьи в 2019 году так и сделала, но сих надеется пройти весь путь до Гаспры. Весной вдоль тропинки цвели деревья, благоухание смешивалось с морским и горным воздухом. Летом, наверное, идти будет намного жарче, но окружающей красоты от этого не убавится.

Ливадийский дворец в кинематографе

Своей фактурностью Ливадийский дворец и парк, конечно, привлекали, режиссеров. Сотрудники дворца-музея рассказали о самых интересных фильмах, а их всего было не менее 20, снятых на территории.

Сотрудники Ливадийского дворца-музея:

«В 1955 году режиссёром Яном Фридом была воплощена в фильм комедия Шекспира «Двенадцатая ночь. Дворец находился в вымышленной стране Иллирии, в нем жила прекрасная и гордая графиня Оливаро. В фильме показаны общие виды дворца, дворик, лестницы. Сцены снимались внутри и в парке. «Всадник без головы по повести Майн Рида был снят Владимиром Вайнштоком в 1973 году. В фильме дворец был асьендой Каса-дель-Корво в штате Техас (США). Здесь жили плантатор Пойндекстер, его дочь Луиза и сын Генри. В кадрах присутствовал, в основном, Итальянский дворик. В 1977 году Ян Фрид снял в Ливадийском дворце ещё одну картину. «Собака на сене комедия по пьесе Лопе де Вега. В этом фильме наиболее полно представлен Ливадийский дворец и его парк. Локации съемок: Итальянский дворик, галерея с мраморными скамьями, лестница, украшенная статуями химер, декоративный колодец, центральный фонтан и многое другое. «Возвращение резидента третья часть «шпионской тетралогии по произведениям Олега Шмелева. Режиссер Вениамин Дорман работал над ним в 1982 году. В фильме дворец был самим собой — одной из узнаваемых крымских достопримечательностей. Возле ограды внутреннего дворика дворца был отснят эпизод с участием героя и сотрудников КГБ. По сценарию, некоторые события проходят в Ялте, поэтому и сам город стал декорацией для съемок фильма и вполне узнаваем. Экранизация бессмертного романа Льва Толстого «Анна Каренина, вышедшая на экраны в 1967 году, от режиссёра Александра Зархи, тоже была снята частично в Ливадийском дворце. В фильме Ливадийский дворец «играет роль итальянского имения.

Быть в Ялте и не посетить Ливадийский дворец — все равно что добровольно отказаться от прикосновения к живой истории. Это место заставляет вспомнить исторические этапы развития страны и задуматься о том, что же современный человек может сделать для ее развития сейчас.