Озёра, паровозы и лучший асфальт: едем в Карелию
По неизвестным причинам фраза «внутренний туризм» неразрывно связана в головах и сердцах россиян с курортами Краснодарского края: мол, в отпуск — только по М4 «Дон», никуда не сворачивая до самого нашего южного взморья. Однако, практика показывает: это убеждение давно устарело и продолжает становиться всё менее актуальным год от года. Есть у нас и куда более привлекательные места, с какой точки зрения не смотри. О самом настоящем чуде из воды и гранита — на Quto.ru
Ранняя осень — красивое время года, которое многими любимо сильнее лета: когда уже и зной, и пыль, и комары да мухи не потревожат блаженный настрой путешественника, когда потоки отдыхающих рассядутся за парты, а их родители начнут закрывать дачно-деревенский сезон, наступает лучший час для приключений. Дороги освобождаются, гостиницы демпингуют, а к воде уже не нужно протискиваться: опытный турист возьмёт своё не в жарком ажиотаже, а в бархатный сезон, метко прозванный «бабьим летом». Да и «лыжи навострит» совсем не на юг, а в прямо противоположном направлении. Туда, на север, в компании хорошо известного кроссовера Solaris HC.
Путь в Карелию лежит через Санкт-Петербург: от самой кольцевой начинается трасса А-121 «Сортавала», соединяющая Ленинградскую область и республику. Широкая автомагистраль обладает характеристикой «скоростная» только в самом начале: небольшой участок с разрешённой скоростью в 110 км/ч быстро сменяется унылыми «девяносто», щедро усыпанными снижениями до 70. Причин тому, на первый взгляд, не видно: и отбойник, и освещение, и количество полос, и качество покрытия позволяет сделать трассу быстрее. Впрочем, торопится — особо некуда, да и машина к рекордам не располагает.

Несмотря на скромное количество лошадей под капотом — атмосферный 1,6-литровый мотор выдаёт всего 123 л.с. — «Солярис» комфортнее всего едет именно в режиме 90-110 км/ч: тут и расход составляет всего 7 литров АИ-92, что позволяет не только сэкономить на горючем, но и реже заезжать на АЗС. На одном 50-литровом баке можно проехать около 700 км: более чем достаточно даже для поездки из Петербурга в Москву, чего уж говорить про куда более близкую к Северной столице Карелию. Да и магистраль заканчивается, не доезжая до Лосево, где Вуокса впадает в Суходольское озеро. Дальше дорога становится уже, но веселее и намного интереснее.



Пока классический «автомат» незаметно щёлкал передачи, «многополоска» закончилась и начался настоящий карельский дорожный вайб: узкие и вертлявые, покрытые идеальным асфальтом и очень свободные дорожки, по которым хочется ехать быстро. Тем более, корейская родословная позволяет: машина слушается и руля, и педалей, мгновенно откликаясь на движения водителя, не грешит подвеской, справляясь с поставленными задачками. А они, задачки, совсем не простые: дорога вьётся в трёхмерном пространстве, а некоторые повороты — не только направо/налево, но ещё и вверх/вниз. В тандеме — захватывающе. С учётом пейзажей, где бескрайняя карельская вода чередуется с гранитными скалами, в которых высечены узкие «бойницы» для транспорта — впечатляет! Больший по мощности мотор и полный привод, который, кстати, доступен для HC, конечно, добавили бы адреналина, но даже моноприводная машина доставляет водителю только удовольствие.
Такие дорожки, которые сами по себе — достопримечательность — ведут прямиком до центральной точки нашего маршруту — Сортавалы, старинного городка, побывавшего в составе трёх государств, и законно считающегося одним из основных туристических центров Карелии. Здесь и приличные гостиницы, и достойные рестораны, и разного рода интересности: как исторического, так и гастрономического толка. Глупо же отрицать, что одной из граней карельского туризма является местная кухня? Конечно, в край озёр едут и за рыбой: не только ловить, но и есть. Уха, рыба всех посолов и маринадов, горячего и холодного копчения, вяленая, сырая, любая. Так же здесь, в силу истории и географии, сложилась отличная от привычной нам теория хлебобулочных изделий: ватрушка в Карелии — не с творогом. Здесь аналогичная, но названная «калиткой», булочка выпекается из ржаной муки и наполняется рыбой, кто бы сомневался, а так же картошкой, ягодами и другими дарами леса. Кстати, о дарах леса: нынешний год стал сущим грибным безумием, так что сейчас в Карелии грибников больше, чем рыбаков. Ну а увлечённые «тихой охотой» смогут в полной мере удовлетворить свой ажиотаж: столько грибов вы, наверное, больше нигде не соберёте. Кто первым догадается организовать на просторах республики ассоциацию грибного туризма — озолотится и поднимет бюджет региона до московского на одних только налогах.
Маршрут выходного дня: Гаврилов Посад





Конечно, путешественники едут к воде: в крае тысячи озёр и жить, и гулять нужно по берегу. Там, где асфальт заканчивается, начинается либо отсыпанная гравийка, либо самая настоящая грунтовка, «оснащённая» местным колоритом — валунами. Стандартного дорожного просвета любого кроссовера более чем достаточно для «доезда» до озера, но в глухой бурелом лучше не соваться — потребуется другая техника, уже не гражданского назначения. Техника для местных жителей — особый предмет для разговора: лодка есть, похоже, у каждого. У многих — не по одной. И речь, конечно, не об утлых посудинах с вёслами, а о мощных и достаточно больших почти что судах, которые ходят по озёрам на очень мощных моторах: меньше сотни лошадиных сил — не предлагать. Но лучше — двести-триста «коней», что бы «в волну» да под грузом идти уверено.
А волна здесь бывает до 4-5 метров! Ладога — лишь по циничности учёных именуется озером. Огромный пресный водоём, самое большое, к слову, озеро в Европе — настоящее море, полное островов: архипелаг Валаам знают многие, но хватает и других. От достаточно крупных до безымянных, которых скопом именуют ладожскими шхерами: так называют и гранитные глыбы, торчащие из воды, и заливы-заводи, и ещё примерно миллион различных природных элементов, из которых и состоит Ладожское озеро. Увидеть и не влюбиться с первого взгляда — технически невозможно.


Карелы с большим скепсисом относятся к новомодным транспортным средствам, брезгливо рассказывая о текущих тенденциях автомобилестроения и насмехаясь над высокотехнологичными китайскими автомобилями, что настоящей карельской зимой просто не заводятся, уезжая «на материк» на эвакуаторе. А вот «Солярис» встретили хорошо: простой атмосферный мотор, классическая АКПП, минимум экранов — максимум кнопок. Такая техника здесь живёт и здравствует. Так что нет ничего удивительного в появлении на вокзале Сортавалы впечатляющих образцов «настоящей механики» — паровозов. Отсюда начинается и здесь же заканчивается маршрут «Рускеальского экспресса» — фирменного ретропоезда, возглавляемого самым настоящим паровозом, следующего из Сортавалы в горный парк Рускеала и обратно. И выглядит, и звучит — потрясающе, а на самом вокзале паровоз можно не только увидеть, но и потрогать. Кстати, последний пассажирский регулярный поезд на паровой тяге курсировал неподалёку по маршруту Олонец — Янисъярви вплоть до 1986 года. Так что за паровозами — в Карелию!




У природы, говорят, нет плохой погоды, но во время поездки в Карелию — надо, чтобы повезло. Дожди и шторма на Ладоге и Онеге, втором по величине не только в Карелии, но и в Европе, озере, тут далеко не так комфортно. Так что конец августа — начало октября — едва ли не идеальное время для идеального отпуска в этом удивительном краю тысячи озёр, куда следует обязательно съездить. И желательно это сделать на автомобиле, чтобы успеть увидеть больше и ничего не пропустить.