Первый «Метеор»: скоростные пассажирские суда возвращаются в Ростовскую область
Ростовская область, 25 сентября 2025, DON24.RU. В Ростов прибыло первое речное пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор 120Р», сообщили в пресс-службе губернатора. Теплоход совершил плаванье из Нижегородской области, где он был построен. «Судно, имеющее строительный номер С-707, было изготовлено по заказу Ростовской области. «Метеор» спущен на воду 29 апреля этого года на производственной площадке «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» в городе Чкаловске Нижегородской области», – сообщили корреспонденту ИА «ДОН 24» в администрации верфи. «Метеор 120Р» на судостроительной верфи. Фото ЦКБ СПК Быстроходное судно способно перевозить 120 пассажиров. Оно стало третьим в парке скоростных кораблей региональной судоходной пассажирской компании «Дон». С 2024 года она осуществляет пассажирские перевозки по воде на двух «Валдаях» вместимостью 45 мест каждый. На причале № 18 «Метеор» встретил Юрий Слюсарь. Глава региона в сопровождении журналистов первым ступил на борт нового судна, которое совершило пробную поездку по Дону. Общаясь с репортерами, губернатор поделился планами развития речных пассажирских перевозок в Ростовской области. «Я уверен, что дальше количество пассажиров будет только расти, а наша задача – поддержать это ростом парка судов в дальнейшем: и «Метеорами», и «Валдаями». Мы смотрим и несколько других производителей судов, которые смогут обеспечить возможность выходить в море и осуществлять водное сообщение по Азовскому морю, в том числе с новыми территориями», – рассказал Юрий Слюсарь. Фото donland.ru Скоростные суда на подводных крыльях начали работать в Ростове-на-Дону осенью 1960 года. Это была культовая «Ракета». Вот как описывали журналисты первый рейс быстроходного судна: «Утром 14 октября скоростной теплоход «Ракета-12» отчалил от речного вокзала Ростова-на-Дону и направился вверх по реке в Константиновск. Путь длиной 120 км судно под командованием капитана Виктора Шевцова преодолело всего за два часа с небольшим. Ни одно пассажирское судно не могло передвигаться по водной глади так быстро». На следующий год донской крылатый флот пополнился еще двумя подобными летунами – «Ракетой-26» и «Ракетой-34». Всего в Ростове базировалось 15 судов данного типа. В те годы появление «Ракет» всегда вызывало фурор среди жителей Ростовской области. Когда теплоход стоял возле пристани, он ничем не выделялся среди остальных судов, разве что своим стремительным силуэтом. Все менялось, когда «Ракета» начинала движение. Двадцатипятитонный теплоход величественно поднимался из воды, как сказочный богатырь вместе с дядькой Черномором, становился на крылья и мчался вперед. Молниеносный кораблик не шел по реке, а неудержимо летел, обгоняя любые речные суда. В середине 1970-х на смену «Ракетам» пришли более современные «Восходы». Их в Ростове-на-Дону было девять. Эти суда ходили по Дону. А для морских перевозок закупались более мощные и вместительные «Метеоры» и «Кометы». К Ростовскому порту были приписаны восемь «Метеоров» и четыре «Кометы». Для многих советских людей «Ракета» стала символом технических достижений нашей могучей Отчизны. К тому же «Ракета» была необыкновенно красива. Появление скоростных судов стало эпохальным событием для жителей донского края. О своих впечатлениях рассказал и Юрий Слюсарь: «Для нас, детей, это было настоящее чудо техники и символ прогресса Советского Союза. Многие просто покупали билет, чтобы насладиться поездкой. Это был самый приятный и быстрый способ добраться до Азова, Старочеркасской и других городов. Мы любили палубы «Восходов», с которых открывались живописные виды на реку и окрестности. Я сам, помню, плавал из Таганрога в тогда г Жданов, ныне Мариуполь. Это было своеобразный речной трамвай». К середине 80-х годов донской флот на подводных крыльях насчитывал 36 теплоходов. «Ракеты» и «Восходы» ходили в Азов, Старочеркасскую, Романовскую, через Северский Донец – до Каменска-Шахтинского. «Метеоры» и «Кометы» возили пассажиров в Таганрог, Ейск, Мариуполь и Керчь. «К сожалению, на рубеже веков скоростные суда исчезли с Дона – не выдержали новых экономических условий. Но сегодня мы возвращаемся к славным традициям: на Дону возрождается водное сообщение – современные комфортабельные теплоходы «Валдаи» уже курсируют по региону», – отметил губернатор. Фото donland.ru Спустя несколько десятков лет скоростной флот на Дону переживает второе рождение. По Дону уже ходят два СПК «Валдай 45Р». Они перевезли за это время 50 тыс. пассажиров по направлениям в Азов, Багаевскую и Семикаракорск. Теперь к ним присоединится и «Метеор 120Р», который выйдет на маршрут Ростов-на-Дону – Таганрог – станицы Романовская и Старочеркасская. Опыт эксплуатации «Валдаев» показал, что на скоростные пассажирские перевозки есть большой спрос со стороны населения, отметили в Правительстве Ростовской области. Поэтому было решено приобрести еще нескольких судов, в том числе «Метеоров». Они необходимы, чтобы обеспечить заход в акватории, в которых не может работать «Валдай». Дело в том, что на Дону есть речные участки с морскими условиями эксплуатации. Поначалу «Метеор» будет обслуживать внутренние рейсы. Однако в перспективе его можно будет использовать и на междугородных маршрутах. В планах Волгоградская область, Донецкая Народная Республика и Краснодарский край. Причальная инфраструктура также будет развиваться. Об этом рассказал губернатор. Два причала введены в эксплуатацию в прошлом году, четыре будут введены в этом году, еще четыре – в следующем. «Я уверен, что восстановление и модернизация водных маршрутов сделают Ростовскую область еще более привлекательной для жителей и туристов», – выразил уверенность Юрий Слюсарь.