Чем живет Музей-усадьба Константиново в юбилей Есенина
Вячеслав Журавлев, 28-летний директор Музея-заповедника Сергея Есенина, очень похож на поэта. Он и играл его в школе в рязанском театре "Переход", работая главным специалистом Центра современной культуры Рязанской области... На выставке "Россия" на ВДНХ он в образе Есенина читал стихи. Директор знает наизусть десятки стихотворений поэта, а для гостей чаще всего любит читать "Песнь о собаке".
Мы стоим с Вячеславом Геннадьевичем на высоком берегу у излучины Оки, заливных лугов на той стороне на фоне синеющего вдали леса. Как в стихах: где "задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона". Директора теребят телефонными звонками, он успевает осмотреть берег, который нужно укреплять... Это любимое место для туристов: тут все, словно по команде, начинают фотографировать пейзаж - а где еще такой увидишь. Над головами барражируют легкомоторные самолетики - оттуда тоже снимают есенинские виды. Или усядутся на "пенках", попивают кофеек из термоса - глядят по сторонам, вдыхают воздух. Поэтический!
"Это полезно - всматриваться вдаль, - заверила меня дефектолог Ирина, москвичка. - В городе высокие дома перекрывают горизонт и внутренне ограничивают тебя. А тут - воля".
Директор Журавлев рассказывает мне о константиновском житье-бытье: "Хорошо, что музей живет в настоящем, живом селе. Когда у нас большие события, например, этнографический фестиваль, народ из домов выходит, продают туристам молоко, яблоки. И молодые, и старожилы. Среди сотрудников музея тоже много своих, коренных константиновцев".
Вот Надежда Евгеньевна Манечкина, смотритель объекта "Дом священника Смирнова". Родилась в Константинове в шестьдесят пятом - в год основания музея-юбиляра. Гордится: день рождения "совсем рядышком" с Есениным, 23 сентября. Вспоминает, как ходили в клуб, стоявший на месте нынешнего научно-культурного центра. Как трактор, на котором работал ее отец, увязая в грязи, вез скирды соломы. Как по музею раньше ходили тропинками: где народ протоптал - там потом и плитку клали. Смеется: "У нас говорят, не было б Сережки, не было б дорожки".

С замдиректора музея по научной работе Валерией Евдокимовой идем по тем самым дорожкам, сегодня выложенным красивой плиткой. "Меня восхищает в Есенине его постоянная внутренняя работа над собой. Он понимал, что самого по себе таланта мало - надо выстраивать в себе поэта и писателя. Думал о том, как быть читателю близким и интересным - до самого последнего дня", - рассуждает Валерия.

Что касается конспирологических версий гибели поэта, Евдокимова советует заглянуть на открывающуюся в Каретном дворе выставку-расследование "Мое степное пенье сумело бронзой прозвенеть". Выставку посвятили животрепещущей до сих пор теме. Пролить свет на роковые события должны помочь здесь документы и артефакты, переданные архивом ФСБ и, конечно, научно-фондовым отделом Музея-заповедника Есенина… В Казанской церкви села Константиново, кстати, раба Божия Сергия поминают - особым чином и с особой молитвой. "Да, он самоубийца, но его же довели до этого", - объясняет староста прихода Елена Андреева.
***
...Музей-заповедник из года в год перевыполняет план по приему посетителей. За весь прошлый год тут побывало 632 тысячи человек. В нынешнем - за эту цифру перевалило уже месяц назад. Здесь все подчинено научно-поэтическому производству - на этом "заводе" сейчас трудится 192 работника. Помимо научно-фондового, тут и научно-экспедиционный отдел, работающий над выездными проектами. Сотрудники экскурсионного отдела водят группы, встречают туристов и все время выдумывают новые и новые программы. Отдел развития организует поэтические фестивали и конкурсы, разрабатывает сувениры. А чем занят отдел инженерно-технической службы и сохранения мемориальных объектов? Понятно: следит за состоянием зданий, занимается реставрацией.

Идем к музею мимо грядок с левкоями, ковылем, васильками, клевером, лилиями, розами - здесь есть весь букет цветов, которые хоть раз упоминал Сергей Есенин. Цветники тут под надежным присмотром садовников, агрономов с учеными степенями и целого научно-технического совета.
Дома в Константинове поэт любил поесть пироги с калиной - а в московских ресторанах, например, салат De Saumon. Здесь можно все попробовать: отделом посетителей для местной чайной разработано особое меню.
Дом матери поэта - "золотая бревенчатая изба". Кровать покрыта стеганым одеялом. Ведерный самовар хранит память о семейных чаепитиях
Дом матери поэта, Татьяны Федоровны, - та самая "золотая бревенчатая изба". Здесь на своих местах предметы, сбереженные сестрами поэта. Вот на стене серп и полукосок (коса вполовину меньше обычной). Вот сумочка-брусница, в которой косцы носили еду. Вот жбан для воды или кваса. Кровать, на которой спал поэт, покрыта стеганым одеялом. Ведерный самовар, хранящий память о семейных чаепитиях...

У калитки в "Усадьбу Есениных" раньше контролер отрывал корешки билетов, приобретенных в кассе. А теперь другое дело: у него в руках терминал, отмечающий электронные билеты. Накануне юбилейных торжеств на просторах музея не наблюдалось никакой лишней суеты - своим чередом шли экскурсии, своими привычными тропками петляли туристы, на поляне перед музеем монтировалась большая сцена.

Все лето шел ремонт особняка помещицы Кашиной - теперь рабочие уже завершали отделку крыльца... "В музее за десятки лет все так отлажено до винтика, что у меня задача - сохранять и развивать", - гордится Журавлев. Директором Музея-заповедника его назначили в декабре прошлого года. Среди других задач у молодого руководителя - расширять аудиторию музея. Летом, к примеру, провели "Есенинский квиз" в рамках проекта "Есенин в городе" - интеллектуальное состязание для рязанских студентов. Прошел турнир молодых поэтов. В Рязанском областном художественном музее читали цикл "нескучных лекций" о Серебряном веке.

В Музее создается детский центр, рядом будет эко-ферма для туристов "Есенинское подворье". Минувшим летом на берегу Оки прошел музыкально-поэтический фестиваль современного искусства "Есенин Яр", со сцены звучали джаз и рок, игрались музыкальные спектакли.
В "Усадьбе Есениных" - недалеко от амбара, где восьмилетний Есенин подбирал первые рифмы, сочиняя детские еще стишки, - памятник работы Сергея Бичукова. Поэт стоит, рука опущена - будто только что выронил перо...
Указательный палец поэта отполирован до блеска - прикоснуться, говорят, хорошая примета. К счастью - может быть.
