Как в Приангарье восстанавливают выгоревшую тайгу
"Верхнечонскнефтегаз" высадил в этом году более миллиона сосен. В лесопосадках участвовали и корреспонденты "РГ".
Время таежной страды
Планы не расходятся с делом. Уже сейчас в разных районах Иркутской области на огромных наделах выгоревшей тайги подрастают ряды саженцев сосны. Именно в сентябре у предприятия "Верхнечонскнефтегаз" (ВЧНГ, входит в состав нефтегазодобывающего блока "Роснефти") - горячая посадочная пора. Уже высажено 200 тысяч сосенок на более чем 100 гектарах.
- Три месяца в году - в мае, июне и сентябре у нас самая настоящая лесная страда, - рассказал главный специалист отдела охраны окружающей среды ВЧНГ Александр Шапиро. - Сажаем новый лес на участках, выделенных Министерством лесного комплекса Иркутской области.
Впрочем, работа по восстановлению лесов ведется не только в теплое время года. Зимой выбираются и обследуются участки, отведенные предприятию, ведется подготовка к посадкам.
- Бывает такое, что, приехав на выделенный участок, мы видим - лес после давнего пожара восстановился самостоятельно, и использовать его под лесопосадки нецелесообразно, - уточнил Александр Шапиро. - Особенно это касается массивов, которые горели в 2017-2018 годах и ранее. Тогда мы готовим акты осмотров и выбираем другой участок. Право выбора предоставляется. Мы отдаем приоритет Байкальской природоохранной территории.
Лес сам себя не посадит
Вместе с представителями предприятия отправляемся в сторону деревни Никольск Иркутского района, что находится в 60 километрах от областного центра. Но добраться туда вовсе непросто. На кромке лесной дороги нас встречает начальник полевой партии отдела восстановления лесов Александр Бальчугов. Двигаться дальше можно только на его боевом внедорожнике. Другим автомашинам в лесу делать нечего.

В начале пути со всех сторон видим поля, усыпанные нежно-зелеными сосенками, пушистыми елочками и юными березками. Похоже, природа сама восстанавливается. Так надо ли упираться и сажать лес?
- Это земли сельскохозяйственного назначения, а не лесного фонда. Поля, по каким то причинам заброшенные, очень быстро зарастают, - объясняет Александр Бальчугов. - Но посмотрите внимательно, как часто взошли деревья. И еще насеются семена и взойдут. В результате полноценного леса здесь не вырастет. Деревца тянутся вверх, к свету, им тесно, нет условий для нормального развития ни корневой системы, ни кроны. И лет через пять такой лес начнет падать. И образуется непроходимая чащоба, бурелом, то есть потенциально пожароопасные места. Качественно восстановить лес можно только хорошими саженцами, соблюдением правил их высадки и последующим агротехническим уходом. Как альтернатива - прореживание вручную диких массивов, выборочная вырубка, чистка от валежника. Колоссальные трудозатраты!
Работа для профессионалов
Вскоре перед нами предстает во всей красе ровно располосованная гора. Ряды крохотных зеленых шариков уходят за горизонт. Расстояние между ростками - около метра, а междурядья до пяти метров. Этот массив высажен в мае, и спустя несколько месяцев видно, что деревца прижились и отлично растут.
Ландшафт немного омрачают валы из корней, сгоревших стволов и других древесных останков. Но от этого никуда не деться, говорят специалисты. С двух сторон каждый вал, как и по периметру деляны, ограничен трехметровыми минерализованными противопожарными полосами. Для предотвращения низовых пожаров. Впрочем, летом валы выглядят очень даже симпатично - на них буйствует иван-чай. А еще единичные живые деревья, чудом пережившие пожар, не сносятся и украшают делянки как символы жизненной силы.
Кстати, все расчистки проводятся зимой с помощью бульдозеров. А если попадается крутая гора на деляне, то на ней нарезают террасы, которые называют полками. Это вообще ювелирная работа.
На ближнем склоне работают трактора: культиваторами подрезают вместе с корнями молодую поросль березы и осины вдоль проложенных бульдозером траншей. Это и есть "колыбель" будущего леса. По ним цепочкой идут люди - лесовосстановители.
- Здесь надо аккуратно и надежно чтобы было. Один подготовленный человек за рабочий день может высадить тысячу-полторы сеянцев сосны на площади от 0,5 до 0,8 гектара. Попробуете? Вот вам меч Колесова! - предлагает Александр Бальчугов.
Этот самый меч - не что иное, как узкая лопата с длинными поперечными ручками. Берешься двумя руками, как за руль велосипеда, и одновременно двумя ногами встаешь на плечики меча, чтобы острие вошло в плотный глинозем. Затем наклоняешь на себя - вот тебе щель, туда можно поместить сеянец. Лопатку вынул, сапогами притоптал землю вокруг. И красота!
Однако моя попытка повторить действия лесовосстановителей результата не принесла: меч Колесова не желал входить в землю. Пришлось посадить несколько сеянцев в готовые ямки.
- Да, вот такая тяжелая работа, тут сноровка нужна, - смеется начальник партии. - Здесь почва в основном глинистая. Так что популярные ныне посадочные трубы не справляются. Как и специальная машина, которая у нас в хозяйстве есть, но стоит на приколе.
Высадить сеянцы сосны - еще не вся работа. Три года люди будут помогать им прижиться. Потому что березы, осины и кустарники не дремлют и самосевом оккупируют пространство. Да так, что сосенкам не хватает солнечного света - главного энергетического ресурса для их активного роста. Поэтому культиваторы и мотокосы в помощь, и нещадно всех "нелегалов" с поля долой. После, когда сеянцы окрепнут, пожалуйста - пусть растут лиственные деревья, они уже не навредят. Кроме этого, лесоводы заменяют погибшие деревца на новые. Это и называется агротехническим уходом.
На обратном пути Александр Бальчугов останавливает машину и просит сфотографировать стадо крупного рогатого скота на самовыпасе. Коровы монументально стояли на валу и с аппетитом обгладывали все зеленое.
- Они, конечно, сеянцы не едят, - обрадовал он нас. - Но повытоптать могут, как и лошади, которые ходят где хотят. С этими снимками поеду вечером в деревню, выясню, кто хозяин, и проведу профилактическую беседу.
А раньше, по его словам, была еще более лихая напасть: дикие козы приходили на деляны своими прайдами и начисто съедали макушки сосенок. Эту проблему решили просто: стали обрабатывать лесную рассаду особыми растворами - коз теперь и не заставишь их жевать. Но вот с хозяевами буренок приходится проводить воспитательную работу.
Справка
В 2025 году АО "ВЧНГ" высадило 1 104 000 сеянцев сосны на площади 542 гектара в Иркутском, Боханском и Куйтунском районах Иркутской области.
Здесь рождаются сосны

Гигантские теплицы, оснащенные по последнему слову агротехники - климат, автополив, - как инкубаторы, практически круглогодично выдают основу для возрождения лесов. Приживаемость местных сеянцев максимальная - более 90 процентов.
Качество посадочного материала должно соответствовать всем стандартам и требованиям, которые предъявляет Иркутское лесничество. Так, к примеру, соблюдаются параметры: высота сеянцев более 12 сантиметров; размер корневой шейки - более 2 миллиметров в диаметре; равномерное охвоение всей кроны и ровный стволик с одной макушкой. Даже цвет регламентирован! Он должен быть ярко-зеленым или изумрудным.
Это сложно, но реально. Зато теперь есть уверенность, что лет через 30 вместо гарей и буреломов встанет стройными рядами красавец лес.