Глубина высоты. Тайны высокогорного озера в Кабардино-Балкарии

Организовали экспедицию многократные рекордсмены России и мира по высокогорному дайвингу, члены Русского географического общества, инструкторы Национальной Дайв Лиги Константин Изотов и Юрий Кашин.

Глубина высоты. Тайны высокогорного озера в Кабардино-Балкарии
© «Это Кавказ»

Бирджалы, Клухор, Гийбашкель

— После выступления на главной сцене выставки MoscowDiveShow в Москве мы с Юрием Кашиным, моим другом и партнером по высокогорным экспедициям, поняли, что пора планировать новую экспедицию, — рассказывает Константин Изотов.

В разработке у Изотова и Кашина было несколько озер. После беседы с представителями заповедника Кабардино-Балкарии они решили остановить выбор на озере Гийбашкель, поскольку оно оказалось совершенно не изученным.

Все участники экспедиции — дайверы с большим стажем и опытом, и, как рассказывает Константин Изотов, Гийбашкель не первое озеро на Кавказе, которое привлекло их внимание: экспедиции к здешним высокогорным озерам дайверы устраивают ежегодно.

— Я занимаюсь дайвингом около 20 лет, объездил почти весь мир с погружениями. Шесть лет назад судьба свела меня с Юрием Кашиным, с которым мы стали не только коллегами, но и друзьями. Вот, например, в августе 2023 года мы погружались в озеро Северное Бирджалы в Кабардино-Балкарии, находящееся в районе пика Калицкого на высоте примерно 3 400 м. А в прошлом году была очень сложная экспедиция на озеро Клухор с глубокими погружениями.

Не то, чем кажется

Путь к месту экспедиции стал испытанием до испытания: на внедорожниках с тяжелым снаряжением дайверы проехали около 450 км из Мостовского (Краснодарский край) до Верхней Балкарии в КБР. А затем еще примерно 20 км по плохой дороге до коша (2 450 м).

— Ехали мы очень медленно, Юрий постоянно выходил из машины и смотрел, проедем ли мы. К закату добрались на кош, где были радушно встречены местным пастухом Эльясом. Он угостил нас ужином и очень удивился, что мы собираемся нырять в Гийбашкель.

Утром дайверы погрузили снаряжение на лошадей, а сами прошли пешком еще 8 км с набором высоты чуть более 1 000 метров.

— Оператор Сергей Лексин, который вышел еще утром, оказался со своей палаткой на противоположном берегу озера, — вспоминает Изотов, — и мы, как ежики в тумане, блуждали и кричали, чтобы друг друга найти.

Озеро выглядело прекрасной каплей голубого — осколком неба, как его часто называют. Но по факту оно оказалось совсем не таким гостеприимным.

— Внешний вид почти всегда обманчив. Голубое и приветливое озеро снаружи оказывается мутным и холодным на глубине. Так и здесь. Видимость не превышала 50 см, а температура воды у дна была порядка 7 градусов по Цельсию. Северное Бирджалы, в которое мы ныряли два года назад, было намного прозрачнее.

Константин объясняет: на его личное восприятие каждого конкретного горного озера очень сильно влияет окружающий ландшафт, то, насколько комфортно находиться в окрестностях этого озера.

— Высокогорный дайвинг — это комплекс трудностей, которые надо преодолеть. Порой не так важна глубина погружения, как просто остаться в живых, если высоко в горах тебя застанет ненастье. С нашей командой такое случалось не раз.

Ради науки и ради рекорда

Одной из целей экспедиции «Глубина высоты 2025» стало установление рекордов по высокогорному дайвингу. Рекорды, российские и мировые, действительно поставили — целых четыре. Как объясняет Константин, по сути, участники экспедиции улучшили свои собственные достижения, установленные ранее на других озерах.

— Мы с Юрием нырнули ночью в тандеме в научно-исследовательских целях. Елена Кашина — в дисциплине соло. А затем мы втроем в группе нырнули днем и ночью. Озеро Гийбашкель оказалось довольно неглубоким: мы нашли отметку 12 м 10 см с очень мутной водой — видимость не превышала 50 сантиметров даже у дна. Поэтому сначала глубина была исследована эхолотом. Температура составила +6 градусов у дна и +11 у поверхности.

Глубину дайверы разведали, температуру измерили. Своеобразным бонусом стал обнаруженный в воде озера краснокнижный ракообразный моллюск — жаброног обыкновенный. Высокогорные озера — его привычное место обитания. А экологический статус озера оценили на «отлично», так как мусора на дне и берегах не обнаружили.

— Думаю, что уникальность нашей экспедиции в том, что на таких высотах очень тяжело нырять: организм получает серьезную нагрузку. В истории человечества люди впервые погрузились в это озеро. И этими людьми оказались мы, — отмечает Изотов.

Среди основных целей исследования озера Гийбашкель значились не только научные. Помимо замера глубины, изучения флоры и фауны озера, а также его экологического состояния дайверы собирались протестировать в экстремальных условиях высокогорья и низких температур подводное снаряжение российского завода для поставок в министерство обороны, МЧС и спецподразделения.