Речной парадокс: помешают ли круизному буму старые теплоходы
Российский речной круизный рынок, переживающий бум популярности, столкнулся с системным кризисом: средний возраст теплоходов превышает полвека, а строительство новых судов по индивидуальным проектам нерентабельно. Выходом может стать консолидированный заказ на серийный лайнер. Пока судостроители и операторы ищут компромисс, туркомпании делают ставку на новые форматы отдыха, превращая осенние рейсы в отдельный «бархатный» продукт с особым уютом и гастрономическими изысками. Подробности – в материале «ФедералПресс».
С какими проблемами столкнулись организаторы речных круизов
Российский речной круизный рынок демонстрирует впечатляющий рост: загрузка флота летом 2025 года приблизилась к 90 %, а количество теплоходов, работающих на внутренних линиях, выросло с 72 в 2019 году до 110. Однако этот рост достигнут не за счет нового строительства, а путем возврата в страну судов, ранее ориентированных на иностранных туристов, и интенсивной модернизации существующих. Парадокс в том, что флот физически и морально устаревает. Средний возраст круизного теплохода в России составляет более 50 лет, пишет АТОР со ссылкой на экспертов отрасли.
За последние 30 лет из эксплуатации выведено более половины судов, в то время как построено или прошло глубокую модернизацию всего шесть. Круизные компании вынуждены вкладывать значительные средства в поддержание ветеранов на плаву, бесконечно перестраивая каюты, доращивая балконы и обновляя интерьеры. Запрос на комфорт со стороны пассажиров растет экспоненциально: по данным рынка, количество запросов на размещение в каютах премиум-класса за шесть лет выросло почти вчетверо. Ресурс же старых судов не безграничен.
Аналитики просчитали, что строительство теплоходов по индивидуальным проектам по текущим рыночным ценам является экономически нецелесообразным: такие суда будут работать «в минус» первые 28 лет. Участники рынка предлагают крупнейшим круизным операторам сформировать консолидированный заказ, что позволит наладить серийное производство и радикально снизить стоимость единицы.
Какую концепцию речных круизов предложили туристам
Кроме того, участники рынка решают тактические задачи по повышению привлекательности отдыха на воде. Если раньше осень считалась «низким» сезоном, то сегодня ее позиционируют как отдельный «бархатный» продукт. Туристы давно оценили его преимущества: красоту золотой листвы на берегах, снижение цен на 10–20 % по сравнению с летом, отсутствие очередей на экскурсиях и более камерную, спокойную атмосферу на борту.
Пассажиров ждет соответствующее оформление интерьеров и тематические фотозоны, теплые пледы в каютах, ароматный чай и согревающий глинтвейн в барах. Отдельный акцент сделан на гастрономии.
Какой круиз выбрать осенью
Специалисты выделяют несколько направлений, которые особенно выигрышно смотрятся в осеннем обрамлении.
Круизы на выходные из Санкт-Петербурга на Валаам. Суровая красота ладожских шхер и древнего монастыря, подернутая осенней дымкой, производит неизгладимое впечатление. Это идеальный вариант для короткого, но насыщенного путешествия.
Классические недельные маршруты между Москвой и Санкт-Петербургом. Золотая осень в средней полосе России – лучшее время для знакомства с историческими городами – Угличем, Ярославлем, Горицами, Валаамом и Кижами. Пейзажи за бортом напоминают работы русских пейзажистов.
Пятидневные путешествия по городам Золотого кольца. Уютные Суздаль, Кострома, Плес и Мышкин по-домашнему приветливы без летнего наплыва туристов. Это путешествие в патриархальную Россию с ее неторопливым ритмом жизни.
Большие двухнедельные круизы в Пермский край или в Ростов-на-Дону. Для тех, кто хочет полностью погрузиться в круизную жизнь и увидеть, как меняется природа от центральной России к Уралу или южным регионам. Это марафон, позволяющий по-настоящему отрешиться от городской суеты.
Экспедиционные круизы по Енисею. Для любителей суровой сибирской романтики еще есть шанс застать последние рейсы по одной из самых мощных рек мира. Осенняя тайга, окрашенная в багрянец и золото, – зрелище, которое забыть невозможно.
Рекомендуем также прочитать у «ФедералПресс» о том, как на Дальнем Востоке пытаются возродить морские круизы.